logo search
Пособие Пошарникова 1 часть 03

2.5.2Валочно-пакетирующие машины (впм)

Созданию валочно-пакетирующих и валочно-трелевочных машин предшествовало создание валочной машины ВМ-4, которая предназначалась для применения, прежде всего, в крупномерных древостоях. Она была сконструирована на базе гусеничного трелевочного трактора ТТ-4 (см. подраздел 2.3.3). После ее использования было установлено, что при небольшой реконструкции она может не только валить лес, но и трелевать, что более рационально. Поэтому в скором времени она была преобразована в валочно-трелевочную машину ВМ-4А. Могла она работать и в режиме валочно-пакетирующей машины, укладывая с помощью поворотного рычага срезаемые деревья не в коники, а на грунт в пакет. Однако наибольшее распространение для машинной валки леса и пакетирования получили ВПМ манипуляторного типа.

В производстве много лет применяется валочно-пакетирующая машина ЛП-19 (рис.34), которая в дальнейшем постоянно совершенствовалась и соответственно имеет несколько модификаций: ЛП-19А, ЛП-19Б-01, ЛП-19В, ЛП-19Ф.

Валочно-пакетирующая машина ЛП-19 предназначена для спиливания деревьев и укладки их в пачки, удобные для трелевки. Она может быть использована в насаждениях с максимальным диаметром дерева на высоте груди 60 см, в равнинной местности с уклонами не более 8° и грунтами, обеспечивающими проходимость трелевочных тракторов. Узлы машины смонтированы на уширенном шасси трелевочного трактора ТТ-4 с использованием поворотной платформы от экскаватора ЭО-4121. Машина состоит из ходовой системы, опорно-поворотного устройства, поворотной платформы, на которой установлены кабина машиниста, силовая установка и гидросистема, закрытые капотами. На поворотной платформе установлен манипулятор, состоящий из стрелы, рукояти и захватно-срезающего устройства (ЗСУ), представляющего собой вертикальную стойку, захваты и срезающий цепной механизм. Оно предназначено для удержания дерева в процессе спиливания и переноски его к месту укладки после того, как оно срезано (спилено). Мощность двигателя 95,6 кВт, максимальная грузоподъемность 3,2 т при максимальном вылете 8 м, масса 24,3 т.

В машине ЛП-19А усилены конструкции стрелы, рукояти, поворотной платформы и некоторых других узлов, улучшены условия труда и безопасность работы за счет совершенствования наружного освещения, введения обогрева кабины и ее вибро- и звукоизоляции, установки защиты трубопроводов и гидромотора пильного механизма, применения двухскоростного механизма и новых тормозов на механизмах передвижения. Предусмотрен выход машиниста, управление пильным механизмом перенесено на педаль, а для обучения операторов можно применять двухместную кабину.

Машины ЛП-19 и ЛП-19А целесообразно использовать на крупных лесосеках (как правило, не менее 50 га) для концентрации на них трех-шести валочно-пакетирующих машин, необходимого количества трелевочных средств, двух-трех самоходных сучкорезных машин, средств технического обслуживания машин и бытового обслуживания, персонала, занятого на лесосеке, организации радиосвязи.

Модель ЛП-19Б-01 лучше сохраняет лесную среду из-за увеличенного (до 9,9 м) вылета манипулятора. Облегченное захватно-срезающее устройство и новый тип манипулятора позволяют применять машину при несплошных рубках. Для выполнения проходных и сплошных рубок в тонкомерных лесах дополнительно рекомендуется захватно-срезающее устройство с накопителем на два-три дерева. ВПМ типа ЛП-19Б-01 с захватно-срезающим устройством выполняет три функции: спиливание, укладку и подсортировку срезанных деревьев в две-три пачки: Производительность такой машины до 200 м3/смену. Узлы машин смонтированы на уширенном шасси трелевочного трактора ТТ-4 с использованием поворотной платформы от экскаватора ЭО-4124.

С 1995 года выпускается машина ЛП-19В, оснащенная унифицированной поворотной платформой (возможны пневмоколесный и болотоходный варианты компоновки транспортно-энергетического модуля). Разрабатывая полосу шириной 16…20 м, машина полностью сохраняет подрост и не травмирует почву в лесу, благодаря низкому давлению на грунт. В ней применяются планетарные приводы механизмов передвижения и поворота платформы. По желанию заказчика она может быть оснащена несколькими типами рабочею органа: ЗСУ без накопителя; ЗСУ с накопителем срезанных тонкомерных деревьев; ЗСУ с ножевым органом либо с дисковой фрезой; погрузочным оборудованием. Разработан новый тип машины с выравнивателем полноповоротной платформы. Такая машина способна работать на склонах с уклоном до 30°, то есть в холмистой и горной местности.

Машина ЛП-19В постоянно совершенствуется. В настоящее время масса ЛП-19В составляет 24 т, мощность двигателя 96 кВт, грузоподъемность 3,2 т при вылете стрелы манипулятора 8 м. Ее оригинальный цепной пильный аппарат позволяет срезать деревья диаметром до 90 см без повреждения комлевой части. Пильная цепь ПЦУ-1 с шагом 30 мм и шириной пропила 24 мм обладает высокой прочностью, надежностью и долговечностью. Ресурс одной пильной цепи рассчитан на валку 8 тыс.м3 леса.

На базе машины ЛП-19Б-01 созданы такие машины МЛ-73 и ЛП-19Ф. Машина МЛ-73 по сравнению с базовой имеет увеличенный до 10 м вылет манипулятора, облегченное захватывающее устройство и коник-накопитель (прицеп). Указанные изменения в конструкции машины приведены с целью ее использования в низкобонитетных насаждениях северной зоны тайги с учетом небольшого объема хлыста. Машины ЛП-19Ф отличается от базовой тем, что вместо ЗСУ с пильной цепью в ней используется головка канадской фирмы «FMC-Timberjeck» с режущей быстро вращающейся фрезой. Машина способна срезать деревья диаметром до 51 см и имеет накопитель, в котором размещается от 1 до 5 срезанных деревьев.

Для работы в условиях Севера и Сибири и в лесозаготовительных центрах России можно использовать машину ЛП-60-01А «Абакан» на местности с уклонами до 8º и с различными модификациями сменного оборудования – захватно-срезающим устройством, погрузочным оборудованием, захватом для сортиментов. Рекомендуется для работы на несплошных рубках.

Просторная кабина с прекрасным обзором, благодаря установке специальных упроченных стекол, выдерживает удар падающих сучьев и вершин деревьев, имеет регулируемое кресло, удобную систему управления, может оснащаться кондиционером, обеспечивающим работу в диапазоне температур от минус 40 до +40 °С.

Принципиально эта новая валочно-пакетирующая машина превосходит по своим характеристикам аналоги отечественных производителей. Авиационная гидравлика машины делает неуязвимым ту систему, которая у конкурентов является слабым звеном, вызывающим нарекания эксплуатационников. Просторная кабина улучшенной конструкции с отрицательным наклоном лобового стекла, регулируемым креслом, оснащена радиаторным типом отопления и принудительной вентиляцией.

Для северных районов, где преобладают тонкомерные насаждения, выпускается валочно-пакетирующая машина ЛП-60 массой 21 т и грузоподъемностью 1,6 т. Ее цепной пильный аппарат может срезать деревья диаметром до 65 см.

Валочно-пакетирующая МЛ-119А (рис. 35), предназначена для валки деревьев и укладывания их в пакеты при сплошных вырубках со средним объемом хлыста до 1 м3. Машина может эксплуатироваться в равнинной местности с уклоном до 8º на грунтах с несущей способностью до 70 кПа. при глубине снега до 1 м и температуре от минус 40 до +40°С.

Машина может комплектоваться кроме стандартного с вылетом 8 м манипулятора и удлиненным – с вылетом 9,25 м. Мощность двигателя составляет 125 кВт, грузоподъемность при наибольшем вылете 2,5…3,2 т, наибольший диаметр срезаемого дерева 0,9 м.

Валочно-пакетирующая машина МЛ-135 (рис.36) предназначена для валки деревьев и укладывания их в пакеты при сплошных рубках. В машине использован мощный двигатель с хорошим ресурсом – двигатель ЯМЗ-238 М2 (мощность – 165 кВт), который обеспечивает хорошую динамику и тяговые характеристики машины. Машина имеет хорошую эргономику: комфортабельная, хорошо защищенная кабина с увеличенной обзорностью и без традиционных решеток; современная контролирующая и диагностирующая аппаратура с жидкокристаллическим дисплеем; плавность и точность управления не требует значительных усилий оператора. Следует также отметить щадящий режим перемещения движителя, выражающийся в сравнительно низком удельном давлении на грунт – от 40 до 55 кПа при ширине гусеницы от 60 до 90 см. В машине предусмотрено накапливание в захватно-срезающем устройстве до пяти деревьев диаметром до 20 см, что обеспечивает производительность машины до 170 деревьев в час.

Машина ВПМ-35 предназначена для валки и пакетирования деревьев на рубках ухода (прореживания и проходных рубках) в равнинной местности. Выполнена на основе ВПМ ЛП-2 на базе трактора ТДТ-55. Имеет одну кабину и пакетоформирующее устройство для подсортировки деревьев по диаметрам в процессе формирования пачки. ЗСУ оборудовано приспособлением для накапливания деревьев в процессе захвата.

Машина МТП-13 предназначена для валки и пакетирования мелкого леса на площадях, отведенных под добычу торфа, строительство и др. Ее можно применять в тонкомерных лесонасаждениях и при реконструкции малоценных молодняков. Навесное технологическое оборудование со стрелой, ЗСУ и пакетирующим устройством выполнено на базе экскаватора МТП-71. Механизм срезания представляет собой дисковую фрезу со вставными режущими зубьями.

За рубежом наибольшую известность имеют валочно-пакетирующие машины фирмы «Тимберджек» (рис. 37), в которых используется в основном гусеничный двигатель с шириной гусениц от 600 до 1118 мм, что позволяет иметь среднее давление на грунт от 30 до 64 кПа. Это позволяет им работать на лесосеках с низкой несущей способностью.

ВПМ различных модификаций этого концерна серии 600 эффективно работают как на промежуточных, на сплошных рубках, так и на сплошных рубках, имеют мощности двигателей от 100 до 175 кВт, максимальный вылет манипулятора от 7 до 8,5 метра. Двигатель у этих машин расположен внизу между гусеницами для максимальной устойчивости и исключения его вращения вместе с поворотной платформой. Это значительно уменьшает ее габариты и делает машины более маневренными при несплошных рубках. Отличительной особенностью данных машин является наличие наклонного механизма, с помощью которого при уклонах до 50º ЗСУ и кабина вместе с поворотной платформой выравниваются до горизонтального положения и могут работать на максимальном вылете манипулятора с обеих сторон машины.

Взамен машин серии 600 (618 и 620) фирмы «Тимберджек» стали выпускать машины нового поколения – «Тимберджек-850» и «Тимберджек-950», имеющие двигатели мощностью 153 кВт и 171 кВт соответственно. Машина «Тимберджек-850» предназначена для работы со средним древостоем, а машина «Тимберджек-950» – в крупномерном, обеспечивая максимальный диаметр комлевого среза 61 см. Машины комплектуются несколькими типами гусениц с одинарным, двойным и тройным грунтозацепами. При ширине гусениц 91 см с тройными грунтозацепами удельное давление на грунт составляет всего 43 кПа, что позволяет машине работать на переувлажненных почвах.

Конструкции ЗСУ зарубежных ВПМ, как правило, позволяют накапливать спиленные деревья даже у неманипуляторных машин, то есть с непосредственной навеской ЗСУ на базовый трактор.

Последние еще применяются в США и Канаде, например, фирмы «КЛАРК». В качестве режущего органа на зарубежных ВПМ наряду с пильными цепями применяют высокоскоростные дисковые пилы постоянного вращения, фрезы, реже ножи силового резания. Все зарубежные ВПМ отличает повышенная комфортность управления и более высокая цена.

С помощью ВПМ кругового действия возможны следующие основные способы валки и пакетирования деревьев: валка деревьев с укладкой их в пачки, располагаемые под углом 20...30° или 90° к направлению движения машины и сзади машины параллельно направлению ее движения. Обязательным условием при трелевке тракторами с пачковым захватом является расположение пачек комлями в направлении трелевки. ВПМ при разработке ленты леса движется по ее оси. Во время срезания осуществляется натяг дерева для избежания зажима пильной шины. При повороте платформы вылет манипулятора не должен превышать 5 м, а дерево наклоняется в сторону машины, чтобы его крона не задевала стоящие деревья. Дерево укладывают в пачку, предварительно наклонив его до 45° к горизонту, при этом ЗСУ должно находиться от земли на высоте не более чем 1,5 м.

Разрабатывать лесосеки с применением валочно-пакетирующих машин рекомендуется по одной из следующих схем.

В схеме с прямолинейными ходами по лентам, перпендикулярным усу, машина разрубает пасечные ленты, последовательно удаляясь и приближаясь к усу. По концам лент машина разворачивается и смещается на расстояние, равное ширине ленты. Трелевка пачек ведется вдоль пасечных лент по следу валочно-пакетирующей машины.

В схеме с движением по кругу машина начинает разработку делянки, перемещаясь по лентам на границах делянки, и укладывает пачки под углом за собой или впереди себя в зависимости от направления последующей трелевки. Благодаря большому фронту работ при разработке делянки по этой схеме можно за счет маневрирования трелевочного трактора обеспечить постоянный безопасный разрыв между машиной и трактором. Уменьшается количество разворотов.

При строгом выдерживании ширины и параллельности лент и укладке пачек сзади по оси волока машина может работать с частичным сохранением подроста. В этом случае все ленты разрабатываются ходами машины только по направлению трелевки. При хороших грунтовых условиях, позволяющих строить густую сеть усов, работа машины может быть организована с трелевкой пачек на два уса без холостых переходов. Протяженность усов при этом увеличивается вдвое.

При слабых грунтах, затрудняющих строительство усов, разработка пасечных лент с частичным сохранением подроста ведется только в направлении трелевки к усу. Холостые заходы в дальний конец делянки машина делает по одной из свободных пасечных лент.

Машина может укладывать пачки под любым углом по отношению к направлению своего движения. Для трелевки наиболее удобны углы укладки пачек в пределах 20…30° по отношению к продольной оси трелевочного трактора.

Объемы формируемых машиной пачек определяются запасами древесины на 1 га и крупномерностью деревьев. Регулировать объемы пачек при имеющихся на лесосеке запасах леса и объемах хлыстов можно лишь изменением ширины пасечной ленты и расстояниями переездов со стоянки на стоянку.

Развитие электроники и использование в навигации микропроцессов в настоящее время позволили поставить вопрос о создании специальных роботов, выполняющих операции валки леса и пакетирования спиливаемых деревьев. Пути создания таких роботов исследовались в Иркутском филиале ЦНИИМЭ. Ими была учтена специфика лесосечных работ, которая заключается в том, что на лесосеке имеются стационарные препятствия в виде деревьев и других предметов (пни, камни, ямы и т.д.), и работ должен ориентироваться таким образом, чтобы избежать столкновения с препятствиями, срезать и укладывать на грунт деревья. Для этого робот оснащается дальномерными приборами, сканирующими устройствами, микропроцессорами с исполнительными датчиками и т.д. Актуальным является использование роботов на склонах крутизной выше 15º, где обычные ВПМ не смогут работать.

Принцип действия лесопромышленного робота можно рассмотреть на модели ЛРШ-3 (рис. 38). Этот робот предназначен для работы в крупномерных лесонасаждениях на крупных склонах гор. Он состоит из активного и пассивного манипуляторов, захватно-срезающего устройства и опоры в виде гидроцилиндра с площадкой.

Лесопромышленный робот ЛРШ-3 работает следующим образом. Устройство доставляется на лесосеку и крепится пассивным манипулятором к дереву. Затем согласно программе робот, используя тактику первой группы, начинает поиск деревьев (препятствий) с помощью активного манипулятора, который вращается на шарнире вокруг телескопической стойки в горизонтальной плоскости. Как только дерево обнаружено, вступает в работу захватно-срезающее устройство, которое, перемещаясь в вертикальной плоскости, зажимает ствол дерева. Сразу же на грунт с помощью телескопической стойки опускается опорная плита, а затем начинает вращаться с помощью шарнира опора в виде гидроцилиндра с площадкой, и как только ее продольная ось совпадает с осью активного манипулятора, площадка опоры опускается на грунт.

Затем пильным органом ствол дерева отделяется от корневой системы, и активный манипулятор укладывает его на грунт в пачку деревьев. В момент укладки устойчивость лесопромышленного робота обеспечивается пассивным манипулятором, закрепленным за дерево, и опорой в виде гидроцилиндра с площадкой, опирающейся на грунт. Активный манипулятор, вращаясь вокруг телескопической стойки, срезает в рабочей зоне все деревья и укладывает их в пачку.

Для перемещения лесопромышленного робота в новое положение телескопической стойкой поднимается с грунта опорная площадка, которая, вращаясь вокруг телескопической стойки, устанавливается в новое положение.

Для расчета производительности валочно-пакетирующих машин можно использовать ту же формулу, которая применяется для расчета производительности машинной трелевки, но вместо объема трелюемой пачки следует брать объем пакета (средний объем 1…2 м3). Цикловое время при работе ВПМ составляют из следующих элементов:

,

где  – время наведения захватно-срезающего устройства машины на дерево, его захват и натяг;

 – время на срезание дерева;

 – время на перенос дерева и его укладку в пакет;

 – время на перемещение машин с одной технологической стоянки на другую.

Значения составляющих времени цикла , и можно определить так же, как и для валочной машины (формулы (29) и (30)).

Время на перенос дерева и укладки его в пакет определяется по формуле

,

где – средний угол поворота манипулятора с ЗСУ от места срезания дерева до места укладки его в пакет, рад;

– коэффициент, учитывающий время укладки дерева в пакет, принимаемый равным 1,2…1,4;

– угловая скорость поворота манипулятора, выбираемая в пределах 0,05…0,3π, рад/с;

– коэффициент, учитывающий затраты времени на подготовку к повороту и маневрирование ЗСУ с деревом, =1,1…1,2.

Следует отметить особенность определения величины применительно к валочно-пакетирующим машинам. Если при трелевке все составляющие времени цикла находят применительно к объекту труда – пачке лесоматериалов, то для ВПМ составляющие , и находятся относительно обработки одного дерева, а – пакета, т.к. только после полного набора пакета происходит перемещение машины. Поэтому здесь величину тоже надо соотнести к одному дереву и ее значение соответственно будет меньше во столько раз, во сколько объем дерева меньше объема пакета, т.е.

где будет соответствовать значениям времени перемещения машины относительно пакета.

Производительность валочно-пакетирующих машин в смену составляет: ЛП-19 – до 270 м3; а на крупномерном лесе – до 350 м3; ВПМ-35 и МТП-13 – до 50 м3.