logo search
ГУУ ОМХ пособие

Жилищное хозяйство

В составе жилищно-коммунального комплекса жилищное хозяйство занимает доминирующее положение, так как по существу, все остальные составляющие функционируют и развиваются в соответствии с его потребностями.

Представление о жилищном хозяйстве сложилось у людей уже на раннем этапе развития человеческого общества и было связано с удовлетворением их жизненных повседневных потребностей в жилье.

Потребность в жилье как убежище относится к первичной базисной потребности наряду с продуктами питания, одеждой и обувью, которая является необходимой для выживания.

Жилище является важнейшей частью социальной инфраструктуры города, т.е. комплекса, призванного обеспечивать удовлетворение социально-бытовых нужд населения. Роль жилища заключается в обеспечении охраны людей от внешних неблагоприятных природных явлений, создании условий для развития семьи, личности, а также для повышения общего культурного и профессионального уровня людей. Кроме того, жилище дает возможность пользования коммунальными услугами и современными бытовыми приборами и устройствами, облегчающими домашний труд. Таким образом, состояние жилищного хозяйства оказывает первостепенное влияние на развитие всего муниципального хозяйства, транспорта, коммунальных и других предприятий.

Жилищное хозяйство - это крупная отрасль непроизводственной сферы, предназначенная для сохранности и улучшения использования жилищного фонда, бесперебойного обеспечения населения коммунальными услугами, необходимыми для жизни и деятельности человека, дальнейшего повышения общего уровня благоустройства и санитарного состояния городов.

Жилищное хозяйство современного города включает с одной стороны жилищный фонд муниципального образования, а с другой предприятия, созданные для его обслуживания, содержания, эксплуатации и ремонта, а также организации, необходимые для управления этой деятельностью.

Жилищный фонд является основой национального богатства любого государства и в Российской Федерации составляет более четверти основных фондов страны. Жилищный фонд — это совокупность всех жилых по­мещений независимо от форм собственности.

Жилищный фонд различается по формам собственности на :

а) частный жилищный фонд, включая:

б) государственный жилищный фонд, состоящий из:

в) муниципальный жилищный фонд, то есть фонд, находящийся в собственности района, города, входящих в них административно-территориальных образований, в том числе в городах Москвы и Санкт-Петербурга, а также ведомственный фонд, находящийся в хозяйственном ведении муниципальных предприятий или оперативном управлении муниципальных учреждений.

В результате экономических преобразований за последние годы изменилась структура жилищного фонда по формам собственности. Так, доля частного жилищного фонда превысила 50%, доля муниципального до 30%. Более 1/3 квартир государственного и муниципального жилищных фондов приватизировано.

Среди объектов городской недвижимости жилищный фонд выделяется прежде всего своей социальной значимостью. В жилом помещении человек проводит большую часть своей жизни. И с этим связаны более жесткие требования к состоянию жилищного фонда, снабжению его коммунальными услугами, к обеспечению безопасности и комфортности проживания. Социальная значимость жилищного фонда нашла отражение в законодательстве Российской Федерации, которым установлены стандарты (нормативы) условий проживания граждан в жилищном фонде, а также поставки коммунальных и жилищных услуг населению с заданным качеством и периодичностью.

Предоставляемое гражданам для проживания жилое помещение должно быть благоустроенным, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям. Стандарт (норматив) условий проживания должен устанавливаться с учетом особенностей и реальных возможностей города и отвечать условиям существующего на территории города уровня проживания граждан, обеспечивающего наиболее комфортные и безопасные условия проживания, надежную и бесперебойную поставку коммунальных услуг.

По уровню обеспеченности жильем наша страна значительно уступает многим развитым странам. Так в США на одного жителя в среднем приходится 65 кв. м., в Швеции – 43, во Франции – 36, а в России чуть менее 20 квадратных метров, при этом 30% населения имеет среднедушевую обеспеченность менее санитарной нормы ( 9 кв. м.), а 8% семей проживает в коммунальных квартирах и общежитиях.

До настоящего времени жилищный фонд России недостаточно обеспечен элементарными коммунальными удобствами, не говоря уже о том, что он не сопоставим по количеству предоставляемых жилищных услуг, существующих в развитых странах. Так на конец 2000 года ситуация по благоустройству жилищного фонда России выглядела следующим образом: площади, оборудованные централизованным водоснабжением, составили 73% всего жилищного фонда; канализацией - 69%; центральное отопление было проведено лишь в 73% зданий жилищного фонда; горячее водоснабжение - только в 59%; ваннами было оборудовано 64%, а централизованную подачу газа имело только 70% от всего жилищного фонда. В целом же по стране наименее благоустроен жилищный фонд в Северном, Центрально - Черноземном и Восточно-Сибирском экономических районах.

Важнейшая особенность жилищного фонда заключается в том, что он является объектом потребления населением города и со временем изнашивается, то есть теряет свои первоначальные свойства и качества. Это связано с действием физических законов, внешней среды, деятельностью и изменением потребностей человека.

Износ жилых домов существует двух видов: моральный и физический. Физический износ вызывается неблагоприятным воздействием окружающей среды (ветер, дожди, град, солнечная радиация), действием физических законов ( усталость конструкций, разрушение под действием нагрузки, эрозия, гниение и т.д.), негативными действиями людей. Физический износ измеряется в % от первоначальной стоимости жилых зданий и устанавливается специалистами с использованием следующих методов:

Примерная величина затрат на определение физического износа указанными методами и оценка уровня достоверности полученных результатов приведены в таблице

Таблица 1 .

Точность определения и стоимость оценки физического износа жилых зданий

Способ определения физического износа

Точность определения физ.износа, %

Стоимость оценки физ.износа одного жилого здания, тыс.руб.

По общей шкале правил путем беглого осмотра

+10

3-5

По таблицам правил для конструктивных элементов, обследованных с применением простейших приборов (уровень, отвес и т.п.)

+5

10-20

Составление сметы на объективно необходимый объем ремонтных работ без изменения конструкций и материалов элементов здания на основе детального обследования

+2

100-250

Составление проекта и сметы на основе инженерных изысканий и лабораторных исследований

+1

500-1500

Моральный износ возникает вследствие роста человеческих потребностей и постоянного повышения современных требований к жилым помещениям (в основном к наличию коммунальных удобств, площади и планировки квартир).

Значительная часть жилищного фонда страны построена в 60 х годах двадцатого столетия, и к настоящему времени жилищный фонд городов отличается высоким уровнем износа, неоправданно большим сроком службы, морально устаревшей планировкой, аварийным состоянием инженерного оборудования. Ежегодно от 7 до 9 млн. кв.м. общей площади жилых домов становится непригодной для проживания, почти треть жилищного фонда имеет износ более 60%, это тот предел, установленный соответствующими органами ООН после которого жилье считается опасным для жизни.

Поэтому развитие жилищного фонда города и обеспечение его сохранности является приоритетной задачей для муниципальных властей.

Под обеспечением сохранности жилищного фонда понимается поддержание и восполнение постепенно утрачиваемых свойств жилых зданий, осуществляемое посредством организации их эксплуатации, технического обслуживания, систем текущего и капитального ремонта.

Организация содержания, эксплуатации и обслу­живания жилищного фонда города включа­ет работы по благоустройству и санитарной очистке жилых зданий и приле­гающей территории, а также по созданию оптимальных ус­ловий эксплуатации кон­струкций и инженерных систем жилых домов, обеспечивающих нормативные сроки их службы, с использованием в необходимых объемах материальных и финансовых ресурсов.

Комплекс организационных меро­приятий, связанных с этими процессами называют техни­ческой эксплуатацией и содержания жилого здания. Он включает в себя организационные меры, направленные на обеспечение беспере­бойной работы и надеж­ности элементов и систем объекта в течение всего срока его службы, то есть различные виды работ, осмотров и ремонтов жилых зданий.

Эксплуатация жилищного фонда состоит из большого числа разнородных по назначению и по технологии процессов. В нее входят систематические осмотры жилых домов, проведение текущего ремонта, наблюдение за техническим состоянием инженерного оборудования, благоустройство и озеленение территории, санитарная очистка, уборка, подготовка к капитальному ремонту (отбор зданий, разработка документации) и др.

В настоящее время в со­став технической эксплу­атации и содержания жилищного фонда входит следующие:

1.Система осмотров и контроля технического состояния инженерных систем и конструктивных элементов. Система осмотров ре­гламентирована Правилами и нормами техниче­ской эксплуатации жи­лищного фонда. Целью осмотров является выявление различных дефектов конструктивных элементов и инженерных систем жилых зданий, контроль за техническим состоянием, использованием и состоянием помещений. Система осмотров ре­гламентирована Правилами и нормами техниче­ской эксплуатации жи­лищного фонда. Установлено три вида осмотров:

Для проведения технического осмотра из представителей заинтересованных сторон организуется комиссия, которую возглавляет начальник эксплуата­ционной службы.

В состав комиссии входят: лицо, ответственное за эксплуатацию сооружения, представители эксплуатационной службы, осуществляющей эксплуатацию инженерного оборудования зданий, жильцов дома и др. Результаты всех видов осмотра оформляют актами, в которых фиксируются выяв­ленные дефекты и повреждения, а также сроки их устранения.

Как правило, очередные общие технические осмотры зданий проводятся два раза в год: весной, после таяния снега, и осенью при приемке здания в зимнюю эксплуатацию.

Материалы осеннего ос­мотра служат основой для планирования и организации текущего ремонта в будущем году. Во время весеннего осмот­ра и начала подготовки здания к зиме уточняются предстоящие работы, которые должны быть выпол­нены к началу зимней эксплуатации и приняты при осеннем осмотре.

Кроме осмотров в состав работ технического обслуживания и содержание жилых домов входит оценка их технического состоя­ния, а так же организация работ по наладке инженерных систем, устранение не­значительных повреждений, т. е. обеспечение нор­мального использования их по назначению.

Кроме того к перечню работ по техническому обслуживанию и содержанию жилищного фонда относятся работы по уходу за кровлей, укрепление водосточных труб, открытие и свое­временное закрытие продухов в цоколях, обеспе­чение вентиляции чердаков и другие работы. Лица, проводящие техническое обслуживание, обязаны тщательно и добросовестно выполнять свои обязанности и досконально знать устройство зданий и сооружений, характерные уязвимые места, дефекты, повреждения, особенности их устройства и функционирова­ния.

  1. Содержание и уборка лестничных клеток, подъездов и дворовых территорий, включа­я санитарную очистку жилых зданий и приле­гающей территории. Периодичность проведения этих работ регламентируется на основе Типовых укрупненных норм обслуживания на работы по санитарному содержанию домовладений, исходя из местных условий города.

  2. Система ремонтов жилищного фонда, включая проведение текущих и капитальных ремонтов жилых домов. С помощью текущего ремонта устраняется незначительный физический износ жилых зданий, а значительный (более 60%), а также моральный износ - только с помощью одного из видов капитального ремонта - реконструкции. При выборе вида ремонта обычно руководствуются следующими нормативами физического износа жилых домов, приведенными в таблице 2.

Таблица 2 Нормативы износа и преимущественные виды работ.

Физический износ в %

Преимущественный вид работ

0-15

Техническое обслуживание, текущий ремонт

15-50

То же и выборочный капитальный ремонт

50-70

Капитальный ремонт, модернизация

70-80

Реконструкция или реставрация

Свыше 80

Снос и строительство нового объекта

Текущий ремонт не­разрывно связан с по­вседневной эксплуатаци­ей дома. Цель такого ре­монта заключается в пре­дупреждении преждевре­менного износа конструк­ций и инженерных сис­тем. При текущем ре­монте физическое состоя­ние конструкций не из­меняют, но их консерви­руют в проектном состоя­нии.

В основе текущего ре­монта лежит системати­ческое обследование и регулировка частей зда­ний и оборудования, пла­нируемое устранение воз­никающих в процессе эксплуатации мелких не­исправностей, а также срочная ликвидация слу­чайных отказов, вызвав­ших аварийные ситуа­ции. Устранение мелких неисправностей, плани­руемое по времени и объ­ему, называют планово-предупредительным текущим ремонтом, а выполнение непредви­денных работ — ава­рийным (неплановым).

В настоящее время в практической деятельности эксплуатирующих и ремонтных подразделений жилищного хозяйства современного города в основном применяют систему эксплуатации и ремонта жилых зданий (ТоиР), основанную на выполнении аварийно-восстановительных работ. Более перспективная система планово-предупредительного ремон­та (ППР) жилищного фонда до настоящего времени практически не используется.

Приемка законченного текущего ремонта жилых зданий должна осуществляться комиссией в составе представителей жилищно-эксплуатационной, ремонтно-строительной (при выполнении работ подряд­ным способом) организаций, а также домового комитета (правления ТСЖ, ЖСК, органа управления жилищным хозяйством организации или пред­приятий министерств и ведомств).

Капитальный ремонт, как и текущий, должен носить планово-предупредитель­ный характер, поскольку его целью является пре­дупреждение неисправ­ностей, поддержание зда­ния в хорошем эксплуа­тационном состоянии, по­этому этот вид ремонта выполняют не только для восстановления физиче­ского износа элементов, частично или полностью утративших работоспо­собность. Заменяют и ненадежные элементы с большой вероятностью отказа. Так, при капи­тальном ремонте кровлю могут ремонтировать не потому, что она пришла в негодность, а по причи­не ее ненадежности вслед­ствие истечения межре­монтного цикла.

Межремонтным цик­лом называют продолжи­тельность эксплуатации элементов между капи­тальными ремонтами, а ремонт с восстановлени­ем эксплуатационных свойств всех ненадежных элементов, продолжитель­ность службы которых равна межремонтному циклу, именуют комплексным капиталь­ным ремонтом.

Выборочным ка­питальным ремон­том называют восста­новление отдельных эле­ментов, потерявших ра­ботоспособность и нуж­дающихся в полной или частичной замене, хотя здание в целом находит­ся в удовлетворительном состоянии. При четко ор­ганизованной системе планово-предупредитель­ных ремонтов вероят­ность таких отказов не­велика, но они все же возможны.

Выборочный ремонт проводят и в ветхих до­мах, с износом 60% и более. Здесь заменяют отказавшие, ненадежные и аварийные элементы, поэтому ремонт носит характер охранного, под­держивающего безопас­ность проживания жиль­цов до их отселения в но­вые квартиры.

Плановые сроки начала и окончания капитального ремонта зданий и объектов должны назначаться на основании норм продолжительности ремонта и реконструкции, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, устанавливаемом «Положением по организации и проведению планово – предупредительного ремонта жилых и общественных зданий» и другими нормативными документами.

В практике нет четко­го деления между рабо­тами, проводимыми при текущем и капитальном ремонте. Принципиаль­ное различие заключается в цели, преследуемой при выполнении этих ре­монтов. Цель текущего — наладка, предупрежде­ние преждевременного износа, цель капитально­го — восстановление из­носа элементов и здания в целом.

Невыполнение своевременного ремонта конструкций приводит к усилен­ному износу и резкому увеличению его стоимости. Например, перенос капи­тального ремонта типового панельного 5-этажного дома на 3 — 4 года после истечения нормативных сроков увеличивается его стоимость на 18 — 21%.

В практике технической эксплуатации зданий используют и сочетание двух стратегий: назначают ремонт по сроку эксплуатации жилого здания, а объем ремонтных работ определяют по его техническому состоянию. Такую комбинированную стратегию следует рассматривать как переходный этап к системе планово-предупредительных ремонтов жилищного фонда.

Перечень основных видов работ по содержанию, обслуживанию, эксплуатации и развитию жилищного фонда представлен в таблице 3.

Таблица 3 Основные виды работ по эксплуатации жилищного фонда.

Санитарное содержание

Техническое обслуживание

Текущий ремонт

Капитальный

ремонт

Реконструкция (модернизация)

Уборка мест общего пользования

Контроль технического состояния (осмотры)

Ремонт инженерного оборудования.

Конструкций

Перепланировка жилых помещений

Уборка придомовой территории

Подготовка к сезонной эксплуатации

Устранение дефектов конструкций здания

Инженерного оборудования

Повышение уровня благоустройства

Сбор мусора (ТБО) и организация его вывоза

Регулирование систем инженерного оборудования

Ремонт мест общего пользования

Комплексный капремонт

Надстройки, пристройки

Уход за внутри дворовыми зелеными насаждениями

Аварийно- диспетчерское обслуживание

Планово-предупредительный ремонт

Замена конструкций

Состав мероприятий по организации содержания и эксплуатации жилого дома представлен на рисунке 4.

Система эксплуатации жилого дома

Санитарное

содержание и уборка

Техническое

обслуживание и контроль

Система

ремонтов

Аварийно-

диспетчерское обслуживание

(ОДС)

Дворовых

территорий

Техническая

наладка

Текущий

Мест

общего

пользования

Технический

осмотр

Капитальный

Общий

(сезонный)

Частичный

Внеочередной

Рисунок 4 Состав организационных мероприятий по содержанию и эксплуатации жилого фонда.

Для проведения своевременного и качественного ремонта, обслуживания и эксплуатации жилищного фонда создаются специальные жилищно-эксплуатационные службы и ремонтно-строительные организации.

Финансирование эксплуатации и ремонта жилого фонда осуществляется за счет его хозяина (собственника). Если это муниципальный жилищный фонд, то его эксплуатацией и ремонтом занимаются, как правило, муниципальные организации (ЖЭК, РЭУ, ЖЭО и т.д.), созданные для обслуживания и эксплуатации жилых домов, услуги которых частично оплачивает муниципальный бюджет города. Если это товарищество собственников жилья (ТСЖ), то оно само имеет право выбора исполнителя работ ( подрядчика) и платит ему из собственных средств.

Таким образом, техническое содержание и эксплуатация жилищного фонда является комплексной системой, в которой тесно взаимосвязаны следующие направления:

Для поддержания того или иного уровня комфортности проживания в жилых зданиях требуются соответствующие ресурсы (прежде всего финансовые и материальные), величина которых может варьироваться в различном диапазоне, в зависимости от многих факторов, основными из которых являются:

Все вышеперечисленное требует индивидуального подхода к организации содержания и эксплуатации каждого жилого дома. Для каждого такого объекта требуется самостоятельная программа управления его эксплуатацией, учитывающая все особенности жилого дома и прилегающего к нему участка. Поэтому в последние годы, в связи с проведением реформы жилищно-коммунального хозяйства, развивается принципиально новая сфера деятельности в жилищном хозяйстве города – управление жилищным фондом специализированными организациями (управляющими компаниями).

От управляющей организации требуется знание строительных особенностей здания, особенностей поставки коммунальных услуг потребителям, расположения инженерных сетей как внутри дома, так и на территории земельного участка.

При организации системы управления жилищным фондом города необходимо учитывать социальную значимость объектов недвижимости в жилищной сфере. Управляющей организации приходится повседневно встречаться с нанимателями и собственниками жилых помещений и членами их семей. Вся работа управляющей организации должна быть направлена на удовлетворение требований граждан, проживающих в домах, обеспечение их жилищно-коммунальными услугами, выполнение заявок на устранение неисправностей инженерных сетей и строительных конструкций. В конечном счете, именно от оценки гражданами работы управляющей организации должен зависеть успех организации на рынке предоставления услуг по управлению и эксплуатации жилищного фонда города.

Организация управления жилищным хозяйством имеет ряд особенностей, отличающих жилые дома от других объектов. Одной из особенностей является то, что практически каждый жилой дом имеет несколько собственников. Собственниками являются физические лица, приватизировавшие или получившие жилые помещения в собственность по другим основаниям, юридические лица, сдающие помещения в наем или использующие их для личных нужд, муниципальные и городские власти.

Наличие у объекта недвижимости нескольких собственников вносит в управление объектом определенные особенности. В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, действующем с 01.03.05 собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:

  1. непосредственное управление собственниками помещений в многоквар­тирном доме;

  2. управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

  3. управление управляющей организацией.

Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем со­брании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть из­менен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Учитывая современную пассивность население, которое в массе не желает принимать участия в управлении жилищным фондом наиболее перспективным представляется последний способ управления жилыми домами. При этом согласно статьи 162 указанного Кодекса при выборе управляющей организации общим собранием собственников жилых помеще­ний в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления с управляющей компанией.

По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управ­ляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управ­ления иного специализированного потребительского кооператива) за плату обязуется оказывать услуги и выполнять рабо­ты по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений и пользующимся помещениями в этом доме лицам, а так же осуществлять иную на­правленную на достижение целей управления многоквартирным домом дея­тельность.

В заключаемом договоре управления многоквартирным жилым домом должны быть указаны:

Собственники жилищного фонда при выборе организации, которая будет заниматься управлением в жилищной сфере, должен руководствоваться следующим:

- управляющая организация должна быть максимально ориентирована на удовлетворение нужд потребителей (нанимателей, собственников, арендаторов, владельцев жилых и нежилых помещений) в части предоставления им жилищно-коммунальных и эксплуатационных услуг;

Организация оптимальной схемы управления жилищным фондом означает для жителей города возможность выбора той управляющей организации, которая в пределах заданных ей финансовых ресурсов обеспечит наилучшее содержание жилищного фонда и предоставление жилищно-коммунальных услуг.

При этом главными задачами управляющих организаций и компаний являются:

- эффективное планирование объемов работ и услуг на переданном им в управление жилищном фонде;

- работа с населением по удовлетворению потребностей жильцов в жилищно-коммунальных услугах и повышению дисциплины платежей населения.

Для успешного становления и развития профессионального управления в жилищной сфере необходимо, чтобы управляющие организации внедряли по объектные принципы управления, включая вопросы планирования, учета выполнения работ и формирования договорных отношений. Управляющие организации должны самостоятельно:

- определять порядок и способ выполнения работ по управлению жилищным и нежилым фондом, а также подрядных работ по содержанию и эксплуатации жилищного и нежилого фонда, объектов внешнего благоустройства с соблюдением установленных норм и правил;

- распоряжаться всеми финансовыми ресурсами, поступающими из соответствующих источников, с учетом ограничений, установленных в договоре на управление;

- формировать перечень, объемы договорных работ по содержанию и обслуживанию жилищного и нежилого фонда с каждым из подрядчиков, по выполнению специальных работ, текущих и капитальных ремонтов, основываясь на выделенных на эти цели средствах (средства бюджета и средства потребителей) и итогах проведенных конкурсов на данные виды работ с соблюдением установленных норм и правил;

Отличительной чертой жилищного хозяйства современного города как объекта управления является также сложная система финансовых потоков. Большая часть жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых в жилищном фонде, дотируется и субсидируется из бюджетов различных уровней. Во многих муниципальных образованьях на управление жилищным фондом направляется часть средств, собираемых в качестве аренды нежилых помещений. Населению предоставляются льготы на оплату жилищно-коммунальных услуг. В настоящее время предоставление льгот регламентируется законодательными актами Российской Федерации. Кроме этого, льготы предоставляются на региональном и местном уровне. В Российской Федерации более 40% населения имеют льготы на оплату жилищно-коммунальных услуг, действует система адресной социальной помощи семьям с низкими доходами. В городах вводятся дифференцированные платежи за наем жилья, зависящие от комфортности сдаваемого в наем жилья, вводится дифференцированные тарифы на жилищно-коммунальные услуги в зависимости от степени благоустройства жилья, его износа, от занимаемой площади жилого помещения. Все это осложняет процедуру начисления платежей за предоставленные жилищно-коммунальные услуги и финансирование работ по управлению жилищным фондом. Управляющей организации необходимо отслеживать и контролировать поступление средств из всех источников финансирования, в том числе платежи каждого собственника и нанимателя жилого помещения.

Организовать учет поступления средств от потребителей услуг жилищного хозяйства — достаточно сложная задача. Для ее решения в структуре управляющей организации создаются специальные подразделения, а в отдельных городах организуются самостоятельные организации — расчетно-кассовые центры, обеспечивающие управляющие организации оперативной информацией о поступлении средств за оказанные услуги от населения.

Финансовое благополучие управляющей организации зависит от того, каким образом будут организованы отношения с населением. Это означает, что население должно получать в необходимом объеме и качественные жилищные и коммунальные услуги. В свою очередь, население обязано оплатить в срок и без задолженностей предоставленные ему жилищно-коммунальные услуги

Финансирование деятельности управляющих компаний значительно осложняет отсутствие реальных механизмов ликвидации задолженности потребителей жилищных и коммунальных услуг, что приводит, соответственно, к образованию и росту задолженности уже перед подрядными эксплуатационными и ремонтными организациями. Существующие до сих пор механизмы не позволяют осуществлять оперативное получение задолженности от населения. Судебный порядок (например оплата госпошлины), также требует авансирования определенных сумм (10% от взыскиваемых сумм) и не создает возможности для скорого получения указанных средств.

Причины неплатежей граждан за жилищно-коммунальные услуги могут быть различного плана: финансовые, социальные, психологические. Поэтому необходим всесторонний анализ причин неплатежей для разработки системы организационных мер со стороны управляющих компаний по их предупреждению и устранению. В таблице 4 представлена схема, согласно которой должники разбиты на условные группы в зависимости от возможных причин неоплаты жилищно-коммунальных услуг, а также показаны возможные ответные шаги по ликвидации возникающей задолженности.

При этом представляется целесообразным всю организационную работу с должниками по оплате жилищно-коммунальных услуг разделить на две части, которые представляют собой комплекс мер превентивного (досудебного) и принудительного (судебного) воздействия на должников. На любом этапе применения мер досудебного и судебного воздействия, вплоть до выселения или продажи жилого помещения, задолженность может быть погашена должником. В этом случае последующие меры не применяются.

Таблица 4 Основные группы должников по оплате жилищно-коммунальных услуги возможные меры по ликвидации долгов.

Условные группы должников

Возможные причины неплатежей

Возможные меры по ликвидации задолженности

1. Гражданин хочет платить, но не может (законопослушные граждане)

Постоянный низкий доход (пенсионеры, работники бюджетной сферы и др.)

Обеспечение предоставления жилищных субсидий всем, имеющим на то право;

расширение круга лиц, имеющих право на предоставление субсидий

Альтернативные способы возмещения задолженности

Временное отсутствие

Предоставление жилищных субсидий

дохода (безработный)

Постановка на учет в службе занятости

Альтернативные способы возмещения задолженности

Временные денежные затруднения (в т.ч. задержка по выплате заработной платы,

Перенос бремени долга на работодателя

пенсий и пособий)

Заключение соглашения о продлении срока погашения задолженности

Общая площадь жилого помещения, занимаемого гражданином и его семьей, превышает социальную норму площади жилья

Содействие в замене данного жилого помещения на жилое помещение в пределах социальной нормы

2. Гражданин может платить, но не хочет

Не понимает, почему и за что он должен платить, если квартира находится в его собственности (приватизирована)

Информационно-разъяснительная работа по составу и назначению затрат, включаемых в платежи за жилищно-коммунальные услуги

Считает, что размер платежей необоснованно завышен

Информация об установленных объемах и качестве выполняемых работ при существующем уровне оплаты ЖКУ населением, информация по альтернативным способам управления и содержания жилья (товарищества собственников жилья)

Не удовлетворен качеством оказываемых жилищно-коммунальных услуг

Проверка работы обслуживающей жилищной организации и соблюдения правил предоставления коммунальных услуг, информация о стандартах качества жилищно-коммунальных услуг

Не знает о последствиях неуплаты и накопления задолженности

Информационно-разъяснительная работа по системе мер, применяемых к должнику

3. Гражданин может и хочет платить, но не платит в срок

Размер установленных пени не существенен для него

Введение дополнительных штрафных санкций при просрочке платежа на срок более 3-х месяцев

Не знает о последствиях неуплаты и накопления задолженности

Информационно-разъяснительная работа по системе мер, применяемых к должнику

Забыл о платеже

Рассылка квитанций на оплату жилищно-коммунальных услуг;

напоминания о наступлении срока/просрочке платежа

4. Гражданин не может и не хочет платить

Постоянно низкий доход и принадлежность к социально-неблагополучной

Информационно-разъяснительная работа о программе жилищных субсидий и системе мер, применяемых к должнику

группе населения

Последовательное применение системы мер, вплоть до выселения

Таким образом, основной целью совершенствования системы управления жилищным хозяйством на современном этапе является формирование эффективной системы профессионального управления содержанием и эксплуатацией жилищного фонда на конкурсной основе.

В сложившихся условиях целесообразно сместить приоритеты в области управления жилищным фондом от использования административных методов к применению рыночных экономических механизмов, так как в современных условиях отсутствия экономических стимулов для повышения качества содержания жилищного и нежилого фонда городские власти не могут обеспечить достаточно эффективную работу государственных управляющих жилищных организаций и всеобъемлющий контроль за этой деятельностью.

Принятие своевременных и эффективных управленческих решений не может осуществляться в условиях жесткого определения и регламентирования способов и методов деятельности управляющих организаций. Детальные, экономически обоснованные планы конкретных мероприятий по организации содержания жилищного фонда должны определяться самостоятельными решениями управляющих организаций, основанными на положениях, закрепленных в договорах на управление, и в соответствии с федеральными и городскими стандартами, требованиями к регламенту, качеству и периодичности выполнения работ и жилищно-коммунального обслуживания потребителей.

Организация такой системы управления жилищным хозяйством города приведет к созданию нормальных развитых рыночных отношений в этой сфере, существенному улучшению жилищного обслуживания населения, а также созданию условий для привлечения организаций различных форм собственности к деятельности по управлению, содержанию и эксплуатации жилищного фонда.