1. Общая характеристика инфраструктуры предприятия и системы технического обслуживания производства
Результаты хозяйственной деятельности предприятия зависят не только от уровня организации основных производственных процессов. При постоянном усовершенствовании технической базы производства все большее значение приобретает рациональная организация вспомогательных и обслуживающих процессов, т.е. развитие инфраструктуры предприятия. Необходимо отличать понятия инфраструктура предприятия (в целом) и производственная инфраструктура.
Инфраструктура предприятия - это комплекс цехов, хозяйств, участков, мастерских и служб, которые обеспечивают необходимые условия для функционирования предприятия в целом.
Производственная инфраструктура предприятия - это комплекс обслуживающих и вспомогательных производств и хозяйств (цехи, отделения, участки или мастерские), которые не берут непосредственного участия в изготовлении профильной продукции, но своей деятельностью создают условия для нормальной работы основных производственных цехов:
обеспечивают основной производственный процесс сырьем, материалами, топливом, энергией, оснасткой, инструментом, транспортом, и т.д.;
поддерживает технологическое и энергетическое оборудование в должном состоянии, а также участвуют в модернизации и обновлении.
Основной функцией производственной инфраструктуры является комплексное техническое обеспечение всего производства, включая поставку, сбыт, сбережение, учет, сервисное обслуживание и пр.
В современных условиях хозяйствования в сфере технического обслуживания предприятия работает 45-50% общей численности персонала. Это обусловлено как большими объемами выполняемых работ, так и сложностью их механизации и автоматизации.
Увеличение роли и значения производственной инфраструктуры объясняется тем, что
повышение уровня автоматизации и механизации производственных процессов увеличивает объемы и сложность работ по ремонту и наладке оборудования, требует расширения номенклатуры инструмента, оснастки и приспособлений;
переход к новым технологиям и интенсификация технологических режимов работы оборудования повышает требования к качеству и увеличивает потребность в различных видах энергии;
увеличиваются объемы работ по транспортировке;
нагрузка на коммуникационные сети и природоохранные сооружения постоянно увеличивается.
Поэтому каждое предприятие должно иметь постоянно действующую, высокоэффективную систему технического обслуживания производства. В границах этой системы выполняются следующие основные функции:
обслуживание и ремонт технологического, энергетического, транспортного и прочего оборудования;
обеспечение рабочих мест инструментом и приспособлениями, как собственного производства, так и приобретенных у других организаций;
перемещение грузов, выполнение разгрузочно-погрузочных работ;
обеспечение основных производственных подразделений предприятия электроэнергией, тепловой энергией, паром, газом, сжатым воздухом и т.д.;
своевременное обеспечение производства сырьем, основными и вспомогательными материалами, полуфабрикатами, комплектующими узлами, топливом;
складирование и сбережение материальных ресурсов, полуфабрикатов и готовой продукции;
Общая схема обеспечивающих и обслуживающих подразделений предприятия, составляющих его систему технического обслуживания, представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Структурные элементы системы технического обслуживания предприятия
- Тема 8. Производственная инфраструктура и организация комплексного обслуживания производства
- 1. Общая характеристика инфраструктуры предприятия и системы технического обслуживания производства
- 2. Организация ремонтного хозяйства
- Содержание ппр
- 3. Организация инструментального хозяйства
- 6. Организация складского хозяйства Задачи и структура складского хозяйства
- Организация складских операций
- Расчет потребности предприятия в площадях под складские помещения
- Особенности организации автоматизированных складов