logo search
часть1 МУ ЭиОП 3 Менеджеры Бакалавры

Сущность и назначение менеджмента качества как фактора эффективности функционирования предприятия

Понятие качества и его экономическое содержание

Под качеством продукции следует пони­мать совокупность ее основных полезных свойств, обеспе­чивающих удовлетворение определенных потребностей пользователя при применении этой продукции по целевому назначению.

В современной трактовке под конкурентоспособностью предприятия пони­мается его способность достигать основных целей своего функционирования в условиях конкурентного противодей­ствия. Особенность данной трактовки состоит в том, что, как правило, цели предприятия отличаются своей множествен­ностью и их носителями являются различные заинтересован­ные в деятельности предприятия социальные группы (потреби­тели продукции предприятия, собственники его имущества, менеджмент предприятия, поставщики основных ресурсов, общество как экономическая система более высокого уровня иерархии).

Характеристика качества как объекта управления

Качество как результирующая совокупность полезных для человека или социальной системы свойств объекта определяется совместным действием множества факторов, имеющих различную природу и часто являющихся случай­ными параметрами. Вместе с тем влияние преобладающей части таких факторов может быть учтено и рационально скорректировано в процессе создания соответствующего объекта. Целенаправленная деятельность по координации влияния отдельных факторов, определяющих результи­рующий уровень качества объекта, представляет собой управление качеством этого объекта.

Как объект управления качество характеризуется двумя основными особенностями.

Во-первых, как совокупность полезных свойств объекта его качество является результатом комплекса процессов, в ходе которых сам этот объект формируется или изменяется. Это означает, что непосредственным объектом управления следует считать не качество само по себе, а скорее процесс возникновения данного качества.

Во-вторых, для того чтобы качество могло быть управ­ляемым объектом, необходимо, чтобы формирующее это качество управляющее воздействие представляло собой не разрозненные и эпизодически осуществляемые мероприя­тия, а системную совокупность целенаправленных и логи­чески связанных между собой мер постоянного воздействия на все стадии процесса возникновения (создания) объекта, выступающего носителем данного качества.

Опираясь на указанные базовые положения, современное управление качеством исходит из того, что деятельность по управлению качеством того или иного объекта принципиаль­но не может быть эффективной после создания соответствую­щего объекта. Применительно к качеству выпускаемой пред­приятием продукции данный тезис означает, что основная деятельность по управлению качеством этой продукции дол­жна осуществляться на предпроизводственных стадиях и не­посредственно в ходе производственного процесса.

Так, исследо­вание издержек по обеспечению качества в области машиностроения показывает, что если предотвращение или устранение ошибки на стадии проектирования машины тре­бует затрат в 1000 д.е., то на стадии производства машины соответствующие затраты возрастают до 10 000 д.е., на стадии монтажа и наладки у заказчика — до 100 000 д.е., а в процессе непосредственной эксплуатации машины такие изменения могут потребовать до 1 млн. д.е.

Все существующие подходы к управлению качеством мо­гут быть разделены на два вида: административный и эко­номический.

Административный подход к управлению качеством предполагает обязательное повышение качественных пара­метров соответствующего объекта на уровне, стремящемся к 100 %. Для выпускаемой предприятием продукции такой подход предполагает реализацию следующих укрупненных процедур:

При административном подходе получение брака рассмат­ривается как чрезвычайное происшествие, которое следует устранить любой ценой. Таким образом, само качество как объект управления при данном подходе рассматривается как нормативная конечная цель.

Экономический подход к проблемам управления качест­вом основывается на позициях экономической рациональ­ности. Работа по предотвращению образования дефектов при данном подходе проводится примерно так же, как и при административном, однако в данном случае расчетный уро­вень качества не задается неизменным на уровне 100 %, а ставится в зависимость от экономически целесообразной ве­личины затрат, необходимой для его достижения. Деятельность многих предприятий показыва­ют, что динамика затрат на обеспечение качества продук­ции и динамика возникающей отдачи, выражающейся в из­менении уровня предельного дохода, связаны между собой относительно устойчивой зависимостью (рис. 1).

Изображенная на рисунке область, заключенная между точками Q1 и Q4, характеризует зону положительной рента­бельности, в долгосрочном масштабе времени являющейся основой существования любого предприятия. Первоначаль­но вложенные в создание соответствующего продукта (носи­теля качества) средства обеспечивают предприятию прин­ципиальную возможность прибыльной работы, основываю­щейся на предельно необходимом соответствии достигнуто­го уровня качества этого продукта требованиям рынка (точ­ка Q1). По мере дальнейшего увеличения затрат на обеспечение качества происходит рост соответствующей удельной отдачи, который, однако, характеризуется все более медленными темпами (т.е. снижением уровня эластичности).

Далее наблюдается ситуация (точка Qопт), при которой отда­ление кривых достигает своего максимального значения. Это — оптимальная с точки зрения максимизации прибыли ситуация, при которой эластичность предельного дохода по затратам на повышение качества становится единичной и соответственно каждый рубль, вложенный в совершенствование качественных параметров дает один рубль дополнительного дохода. Если затраты на повышение качества начинают превышать достигнутый оптимальный уровень, то их отдача начнет снижаться, причем темпы данного процесса будут непрерывно возрастать. В конце концов возникает такая ситуация (точка Q4), когда предприятие, несмотря на высокий уровень качества своей продукции, принципиально не сможет прибыльно ее реализовать, поскольку покупатели будут негативно реагировать на чрезмерно высокий уровень производственных затрат.

Конечный выбор предприятия относительно качествен­ного уровня выпускаемой им продукции при экономичес­ком подходе может варьироваться в зависимости от приня­той этим предприятием стратегии своего экономического развития. Такой выбор может иметь следующие основные варианты своей направленности

Во-первых, предприятие может сконцентрироваться на умеренном (но тем не менее приемлемом для целевых покупа­телей) уровне качества выпускаемой продукции (точка Q1), что позволит ему осуществить глубокое проникновение на рынок за счет относительно невысокой цены, существенно нарастить объемы производства и в конце концов обеспе­чить получение запланированного объема валовой прибы­ли. Кроме того, такой подход позволяет предприятию в значительной степени удовлетворять цели общества, по­скольку существенно повышает объемы направляемых в бюджет отчислений из выручки и способствует росту числа рабочих мест на предприятии, а также цели поставщиков основных видов ресурсов, стремящихся к установлению стабильных долгосрочных контрактов с предприятием и заинтересованных в росте объемов закупок последним их продукции.

Во-вторых, предприятие может выбрать стратегию обеспе­чения высокого качества (точка Q3) и, пожертвовав в кратко­срочном периоде возможностью извлечения максимальной прибыли, приобрести на рынке хорошую репутацию. Данный подход предприятием выбирается в том случае, если общий баланс его целевых интересов смещен в сторону целей такой заинтересованной в его функционировании социальной груп­пы, как покупатели продукции, т.е. когда рыночная власть последних оказывается достаточно высокой.

В-третьих, предприятие может использовать наиболее рациональную с экономической точки зрения стратегию и выпускать продукцию такого качества, которая будет обеспечивать максимизацию валового дохода.

Рис.1Взаимосвязь качественных и стоимостных параметров продукции

Таким образом, при экономическом подходе качество как объект управления рассматривается не как неизмен­ный норматив, а, скорее, как инструмент, позволяющий предприятию достигать целей своего функционирования с учетом их конкретной специфики.

Принципы, методы и терминология менеджмента качества

Можно выделить следующие общие принципы менедж­мента качества как науки и области практической управ­ленческой деятельности.

1. Принцип системности, в соответствии с которым управление процессами обеспечения и улучшения качества любого объекта должно опираться на рассмотрение данного объекта в качестве системы, имеющей множество внутренних и внешних связей и в совокупности своих структурных компонентов обладающей эффектом целостности.

2. Принцип ориентации на потребителя. В соответ­ствии с данным принципом любые управленческие воздей­ствия на Объект, являющийся носителем соответствующих качественных характеристик, должны преследовать своей целью повышение уровня соответствия этих качественных характеристик потребностям представителей важнейших заинтересованных в использовании данного объекта групп.

3. Принцип вовлечения всех подсистем. Согласно данно­му принципу процесс управления качеством может быть эффективным только в том случае, если в деятельность по обеспечению и улучшению качества прямо или косвенно во­влечены все структурные подразделения и весь персонал предприятия.

4. Принцип комплексной мотивации обеспечения качест­ва. Данный принцип означает, что для эффективной реализации процессов управления качеством необходима их под­держка соответствующей системой мотивации участников этих процессов.

5. Принцип “петли качества”. В соответствии с данным принципом полноценное управление качеством любого объекта должно обязательно предусматривать охват мера­ми предупредительного и корректирующего воздействия на всех стадиях жизненного цикла данного объекта.

6. Принцип предупредительной направленности. Дан­ный принцип означает, что акцент в функционировании сис­тем управления качеством должен быть сделан не на мерах по устранению последствий несоответствия реального качест­венного уровня того или иного объекта предъявляемым к нему требованиям, а на предупреждении возникновения та­кого рода несоответствий, т.е. на принципиальном устране­нии возможных причин их появления.

7. Принцип процессного подхода. Суть процессного под­хода состоит в том, чтобы рассматривать каждое действие в качестве процесса, имеющего определенные характеристи­ки на входе и выходе, и характеризующегося такими пара­метрами, как длительность и объем используемых ресур­сов.

8. Принцип первоочередности участия руководства. Со­гласно данному принципу реализация механизмов обеспе­чения и улучшения качества принципиально может быть осуществлена лишь тогда, когда этому предшествует тща­тельная работа управленческого персонала предприятия по созданию необходимых стартовых условий.

9. Принцип объективности руководства. Реализация данного принципа призвана исключить из процессов управ­ления качеством необоснованные решения, традиционно называемые волевыми.

10. Принцип непрерывного развития. В соответствии с данным принципом система управления качеством может эффективно функционировать лишь в том случае, если сама эта система будет находиться в состоянии непрерывного развития.

Под менеджментом качества понимается совокупность принципов, приемов, средств и методов реализации функ­ций управления процессами обеспечения и улучшения ка­чественных параметров соответствующего объекта или сис­темы.

Как экономическая категория качество того или иного объекта определяется как совокупность характерных свойств, позволяющих данному объекту удовлетворять определенные социальные потребности в соответствии с его (объекта) целевым назначением.

Международная организация по стандартизации дает тощее общее определение качества: качество — это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные или предполагаемые потребности.