Сущность и назначение менеджмента качества как фактора эффективности функционирования предприятия
Понятие качества и его экономическое содержание
Под качеством продукции следует понимать совокупность ее основных полезных свойств, обеспечивающих удовлетворение определенных потребностей пользователя при применении этой продукции по целевому назначению.
В современной трактовке под конкурентоспособностью предприятия понимается его способность достигать основных целей своего функционирования в условиях конкурентного противодействия. Особенность данной трактовки состоит в том, что, как правило, цели предприятия отличаются своей множественностью и их носителями являются различные заинтересованные в деятельности предприятия социальные группы (потребители продукции предприятия, собственники его имущества, менеджмент предприятия, поставщики основных ресурсов, общество как экономическая система более высокого уровня иерархии).
Характеристика качества как объекта управления
Качество как результирующая совокупность полезных для человека или социальной системы свойств объекта определяется совместным действием множества факторов, имеющих различную природу и часто являющихся случайными параметрами. Вместе с тем влияние преобладающей части таких факторов может быть учтено и рационально скорректировано в процессе создания соответствующего объекта. Целенаправленная деятельность по координации влияния отдельных факторов, определяющих результирующий уровень качества объекта, представляет собой управление качеством этого объекта.
Как объект управления качество характеризуется двумя основными особенностями.
Во-первых, как совокупность полезных свойств объекта его качество является результатом комплекса процессов, в ходе которых сам этот объект формируется или изменяется. Это означает, что непосредственным объектом управления следует считать не качество само по себе, а скорее процесс возникновения данного качества.
Во-вторых, для того чтобы качество могло быть управляемым объектом, необходимо, чтобы формирующее это качество управляющее воздействие представляло собой не разрозненные и эпизодически осуществляемые мероприятия, а системную совокупность целенаправленных и логически связанных между собой мер постоянного воздействия на все стадии процесса возникновения (создания) объекта, выступающего носителем данного качества.
Опираясь на указанные базовые положения, современное управление качеством исходит из того, что деятельность по управлению качеством того или иного объекта принципиально не может быть эффективной после создания соответствующего объекта. Применительно к качеству выпускаемой предприятием продукции данный тезис означает, что основная деятельность по управлению качеством этой продукции должна осуществляться на предпроизводственных стадиях и непосредственно в ходе производственного процесса.
Так, исследование издержек по обеспечению качества в области машиностроения показывает, что если предотвращение или устранение ошибки на стадии проектирования машины требует затрат в 1000 д.е., то на стадии производства машины соответствующие затраты возрастают до 10 000 д.е., на стадии монтажа и наладки у заказчика — до 100 000 д.е., а в процессе непосредственной эксплуатации машины такие изменения могут потребовать до 1 млн. д.е.
Все существующие подходы к управлению качеством могут быть разделены на два вида: административный и экономический.
Административный подход к управлению качеством предполагает обязательное повышение качественных параметров соответствующего объекта на уровне, стремящемся к 100 %. Для выпускаемой предприятием продукции такой подход предполагает реализацию следующих укрупненных процедур:
весь цикл жизни соответствующего изделия разбивается на отдельные этапы, для каждого из которых определяются основные стадии и факторы, способствующие образованию тех или иных отклонений (дефектов);
вся совокупность возникающих дефектов структурируется по отдельным уровням и группам;
для каждой однородной группы возможных дефектов проектируется комплекс мер по их предотвращению и доведению результирующего уровня качества до 100 %.
При административном подходе получение брака рассматривается как чрезвычайное происшествие, которое следует устранить любой ценой. Таким образом, само качество как объект управления при данном подходе рассматривается как нормативная конечная цель.
Экономический подход к проблемам управления качеством основывается на позициях экономической рациональности. Работа по предотвращению образования дефектов при данном подходе проводится примерно так же, как и при административном, однако в данном случае расчетный уровень качества не задается неизменным на уровне 100 %, а ставится в зависимость от экономически целесообразной величины затрат, необходимой для его достижения. Деятельность многих предприятий показывают, что динамика затрат на обеспечение качества продукции и динамика возникающей отдачи, выражающейся в изменении уровня предельного дохода, связаны между собой относительно устойчивой зависимостью (рис. 1).
Изображенная на рисунке область, заключенная между точками Q1 и Q4, характеризует зону положительной рентабельности, в долгосрочном масштабе времени являющейся основой существования любого предприятия. Первоначально вложенные в создание соответствующего продукта (носителя качества) средства обеспечивают предприятию принципиальную возможность прибыльной работы, основывающейся на предельно необходимом соответствии достигнутого уровня качества этого продукта требованиям рынка (точка Q1). По мере дальнейшего увеличения затрат на обеспечение качества происходит рост соответствующей удельной отдачи, который, однако, характеризуется все более медленными темпами (т.е. снижением уровня эластичности).
Далее наблюдается ситуация (точка Qопт), при которой отдаление кривых достигает своего максимального значения. Это — оптимальная с точки зрения максимизации прибыли ситуация, при которой эластичность предельного дохода по затратам на повышение качества становится единичной и соответственно каждый рубль, вложенный в совершенствование качественных параметров дает один рубль дополнительного дохода. Если затраты на повышение качества начинают превышать достигнутый оптимальный уровень, то их отдача начнет снижаться, причем темпы данного процесса будут непрерывно возрастать. В конце концов возникает такая ситуация (точка Q4), когда предприятие, несмотря на высокий уровень качества своей продукции, принципиально не сможет прибыльно ее реализовать, поскольку покупатели будут негативно реагировать на чрезмерно высокий уровень производственных затрат.
Конечный выбор предприятия относительно качественного уровня выпускаемой им продукции при экономическом подходе может варьироваться в зависимости от принятой этим предприятием стратегии своего экономического развития. Такой выбор может иметь следующие основные варианты своей направленности
Во-первых, предприятие может сконцентрироваться на умеренном (но тем не менее приемлемом для целевых покупателей) уровне качества выпускаемой продукции (точка Q1), что позволит ему осуществить глубокое проникновение на рынок за счет относительно невысокой цены, существенно нарастить объемы производства и в конце концов обеспечить получение запланированного объема валовой прибыли. Кроме того, такой подход позволяет предприятию в значительной степени удовлетворять цели общества, поскольку существенно повышает объемы направляемых в бюджет отчислений из выручки и способствует росту числа рабочих мест на предприятии, а также цели поставщиков основных видов ресурсов, стремящихся к установлению стабильных долгосрочных контрактов с предприятием и заинтересованных в росте объемов закупок последним их продукции.
Во-вторых, предприятие может выбрать стратегию обеспечения высокого качества (точка Q3) и, пожертвовав в краткосрочном периоде возможностью извлечения максимальной прибыли, приобрести на рынке хорошую репутацию. Данный подход предприятием выбирается в том случае, если общий баланс его целевых интересов смещен в сторону целей такой заинтересованной в его функционировании социальной группы, как покупатели продукции, т.е. когда рыночная власть последних оказывается достаточно высокой.
В-третьих, предприятие может использовать наиболее рациональную с экономической точки зрения стратегию и выпускать продукцию такого качества, которая будет обеспечивать максимизацию валового дохода.
Рис.1Взаимосвязь качественных и стоимостных параметров продукции
Таким образом, при экономическом подходе качество как объект управления рассматривается не как неизменный норматив, а, скорее, как инструмент, позволяющий предприятию достигать целей своего функционирования с учетом их конкретной специфики.
Принципы, методы и терминология менеджмента качества
Можно выделить следующие общие принципы менеджмента качества как науки и области практической управленческой деятельности.
1. Принцип системности, в соответствии с которым управление процессами обеспечения и улучшения качества любого объекта должно опираться на рассмотрение данного объекта в качестве системы, имеющей множество внутренних и внешних связей и в совокупности своих структурных компонентов обладающей эффектом целостности.
2. Принцип ориентации на потребителя. В соответствии с данным принципом любые управленческие воздействия на Объект, являющийся носителем соответствующих качественных характеристик, должны преследовать своей целью повышение уровня соответствия этих качественных характеристик потребностям представителей важнейших заинтересованных в использовании данного объекта групп.
3. Принцип вовлечения всех подсистем. Согласно данному принципу процесс управления качеством может быть эффективным только в том случае, если в деятельность по обеспечению и улучшению качества прямо или косвенно вовлечены все структурные подразделения и весь персонал предприятия.
4. Принцип комплексной мотивации обеспечения качества. Данный принцип означает, что для эффективной реализации процессов управления качеством необходима их поддержка соответствующей системой мотивации участников этих процессов.
5. Принцип “петли качества”. В соответствии с данным принципом полноценное управление качеством любого объекта должно обязательно предусматривать охват мерами предупредительного и корректирующего воздействия на всех стадиях жизненного цикла данного объекта.
6. Принцип предупредительной направленности. Данный принцип означает, что акцент в функционировании систем управления качеством должен быть сделан не на мерах по устранению последствий несоответствия реального качественного уровня того или иного объекта предъявляемым к нему требованиям, а на предупреждении возникновения такого рода несоответствий, т.е. на принципиальном устранении возможных причин их появления.
7. Принцип процессного подхода. Суть процессного подхода состоит в том, чтобы рассматривать каждое действие в качестве процесса, имеющего определенные характеристики на входе и выходе, и характеризующегося такими параметрами, как длительность и объем используемых ресурсов.
8. Принцип первоочередности участия руководства. Согласно данному принципу реализация механизмов обеспечения и улучшения качества принципиально может быть осуществлена лишь тогда, когда этому предшествует тщательная работа управленческого персонала предприятия по созданию необходимых стартовых условий.
9. Принцип объективности руководства. Реализация данного принципа призвана исключить из процессов управления качеством необоснованные решения, традиционно называемые волевыми.
10. Принцип непрерывного развития. В соответствии с данным принципом система управления качеством может эффективно функционировать лишь в том случае, если сама эта система будет находиться в состоянии непрерывного развития.
Под менеджментом качества понимается совокупность принципов, приемов, средств и методов реализации функций управления процессами обеспечения и улучшения качественных параметров соответствующего объекта или системы.
Как экономическая категория качество того или иного объекта определяется как совокупность характерных свойств, позволяющих данному объекту удовлетворять определенные социальные потребности в соответствии с его (объекта) целевым назначением.
Международная организация по стандартизации дает тощее общее определение качества: качество — это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные или предполагаемые потребности.
- Тема 1. Качество и уровень качества машин и их измерители
- Сертификация продукции
- Сущность и назначение менеджмента качества как фактора эффективности функционирования предприятия
- Тема 2. Этапы технологической подготовки производства, их содержание и взаимосвязь с конструкторской подготовкой
- Тема 3. Основные принципы организации производственного процесса
- Организация производственного процесса во времени
- Организация производственного процесса в пространстве
- Поточное производство и его организация
- Организация обслуживания производства
- Тема 4. Кадры. Производительность труда и планирование численности работников предприятия (фирмы)
- Тема 5. Оплата труда на предприятии (фирме), ее основные формы и системы. Тарифная система оплаты труда и ее основные элементы
- Вопросы к зачету
- Библиографический список