Применение экскаватора с грейферным рабочим оборудованием
Грейферное оборудование устанавливают как на канатных, так и на гидравлических экскаваторах. Канатные машины снабжены более длинной стрелой, чем гидравлические, и разрабатывают грунт на большую глубину, поэтому применение канатного и гидравлического приводов грейферного рабочего оборудования имеет некоторые различия. Экскаваторы с грейферным оборудованием копают грунт ниже уровня стоянки самой машины. Наиболее эффективны эти машины при разработке глубоких, но не больших по диаметру котлованов, ям, колодцев в легких грунтах.
При этом на небольших машинах можно выгружать грунт как в отвал, так и в автотранспорт, а на больших канатных экскаваторах только в отвал. Однако опытные машинисты умеют и на больших канатных машинах выгружать грунт в автосамосвалы.
Следует помнить, что грейферный ковш с канатной подвеской успешно копает только легкие несвязные грунта (песок, супесь и др.), так как усилия на зубьях зависят от веса челюстей ковша. Грейферное оборудование гидравлического экскаватора способно разрабатывать более тяжелые грунты (суглинки, глину) в связи с тем, что челюсти приводятся в движение гидроцилиндрами. Это должно учитываться машинистами при продумывании задания.
Как видно из таблицы, глубина забоя, его горизонтальные размеры и высота выгрузки грунта у экскаваторов с канатной подвеской больше, чем у гидравлического экскаватора. Наиболее удобно копать на расстоянии, не превышающем 2/3 предельного. Машинисту следует иметь в виду, что при большой глубине копания и небольших поперечных размерах ямы или колодца он не видит ковш грейфера в момент загрузки и не может проверить заполнение ковша, поэтому производительность экскаватора с грейферным оборудованием в большой мере зависит от квалификации машиниста.
Особенно эффективно используется экскаватор с грейферным оборудованием на погрузке щебня, гравия, песка и других сыпучих материалов, которые более легко, чем материковый грунт, захватываются челюстями ковша.
Экскаватор с грейферным оборудованием во время работы передвигается по забою меньше, чем машины других типов. В основном он разрабатывает грунт, стоя на одном месте.
Для высокопроизводительной работы машинисту требуется придерживаться следующих правил, относящихся к грейферу: – на канатной машине стремиться резко опускать ковш грейфера на дно забоя с тем, чтобы зубья ковша основательно заглублялись в массив грунта, и после этого, не теряя времени, смыкать челюсти. На гидравлической машине не требуется бросать ковш на дно, однако также не следует терять времени между моментом соприкосновения ковша с грунтом и началом смыкания челюстей; – следить, чтобы вес ковша грейфера с канатной подвеской соответствовал грунту, который разрабатывается. Если он окажется меньше требуемого, загрузка грейфера будет неполной, а следовательно, производительность экскаватора – невысокой; – при выгрузке грунта в отвал следить, чтобы угол поворота экскаватора не превышал 90°, а при загрузке автотранспорта — 70°; – следить за тем, чтобы при разгрузке челюсти ковша открывались полностью. Это сокращает время разгрузки; – плавно поворачивать грейфер на выгрузку, исключать его раскачивание над автосамосвалом или другим местом разгрузки; – при работе в узких забоях начинать поворот ковша на выгрузку только в момент выхода его из забоя, так как в противном случае он может коснуться стенки забоя;
Рис. 43. Схемы работы экскаватора с грейферным ковшом а – с погрузкой в автосамосвал и выгрузкой в отвал; S – разгрузка железнодорожных вагонов – при выгрузке грунта в отвал начинать возвратный поворот стрелы до момента выхода ковша, как и у драглайна, на точку разгрузки, так как по инерции ковш грейфера придет в исходное для разгрузки место, несмотря на обратное движение стрелы.
Так как экскаватор с грейферным оборудованием разрабатывает небольшие по размерам земляные сооружения, то схема работы его достаточно проста (рис. 43,а). Он располагается перед забоем с таким расчетом, чтобы угол поворота на выгрузку в отвал или в автотранспорт не превышал 70-90°. При работе в отвал угол поворота стрелы может быть несколько большим, чем при выгрузке в автосамосвалы, так как автомобиль в состоянии подойти под погрузку близко к кромке забоя, а место выгрузки в отвал зависит от высоты выгрузки и угла естественного откоса грунта. Если отсыпаемый валик расположен близко к краю забоя, возможно попадание грунта снова в забой.
С точки зрения удобства работы машиниста и безопасности для кабины автосамовала автосамосвалы подаются под погрузку со стороны экскаватора, а место их стоянки находится впереди экскаватора и чуть сбоку от забоя.
Ритмичная работа экскаватора возможна в том случае, если нет перебоев в подаче транспортных средств, поэтому рекомендуется, если позволяют поперечные размеры забоя, располагать автосамосвалы с двух его сторон на равном расстоянии от забоя. Тогда после загрузки автомашины, расположенной с одной стороны забоя, машинист загружает автомашину на другой стороне забоя, а в это время первую машину, не теряя времени, сменяет другая.
Особенно эффективна работа экскаватора с грейферным оборудованием на перегрузке сыпучих материалов (песка, щебня, гравия и пр.) — меньше время копания и больше объем материала, заполняющего ковш грейфера, чем при копании грунта в массиве.
Перегрузка сыпучих материалов ведется зачастую из транспортных средств (железнодорожных полувагонов и платформ, речных барж). Чтобы уменьшить время их простоя, наиболее целесообразно разгружать материалы прямо в отвал, а так как место отвала находится за экскаватором, то машинист вынужден поворачивать стрелу на угол до -170-180°.
Рабочее оборудование экскаваторов
Рабочее оборудование экскаваторов устанавливается на поворотной платформе и приводится в движение с помощью стальных канатов (у экскаваторов с канатным приводом) или гидроцилиндров (у гидравлических экскаваторов). Оно может быть достаточно разнообразным в зависимости от вида земляных и других работ, которые необходимо выполнить.
На рис. 15 для примера показан комплект рабочего сменного оборудования, которым может оснащаться гидравлический одноковшовый полноповоротный экскаватор.
При установке на стрелу надставки (жестко), а затем рукояти (короткая) или (длинная) можно с помощью дополнительных деталей смонтировать различные по размерам обратные ковши, крюковую обойму рыхлитель, бур, ковш грейфера, грейферный захват.
Если же вместо надставки и рукоятей на стрелу установить рукоять, то экскаватор может быть оснащен прямыми ковшами различного размера и отвалом.
Рассмотрим особенности конструкции рабочего оборудования экскаваторов различного типа.
Прямая лопата предназначена для копания грунта выше уровня стоянки экскаватора. На экскаваторах с вместимостью ковша свыше 1 мЗ прямая лопата является основным рабочим оборудованием полноповоротного одноковшового экскаватора.
У экскаваторов с канатным и гидравлическим приводами конструкция рабочего оборудования прямая лопата имеет принципиальные различия.
На рис. 16 показаны примеры прямой лопаты у экскаватора с канатным приводом с однобалочной рукоятью (а) и двухбалочной рукоятью (б). Рукоять крепится к стреле с помощью седлового подшипника. Подаем рукояти с ковшом производится подъемным канатом, охватывающим ковшовый блок 8. У основания стрелы укреплен амортизатор.
Стрела бывает в виде одной балки при двухбалочной рукояти (рис. 16,6) или раздвоенной при однобалочной рукояти (рис. 16,а). Седловой подшипник имеет вкладыш из антифрикционного (с малым трением) чугуна, по которому при движении скользит рукоять. Амортизатор смягчает случайные удары ковша по стреле. Стрела при работе устанавливается под углом 45—50° к горизонту.
В современных экскаваторах наиболее распространена однобалочная рукоять из-за более простой конструкции самой рукояти и напорного механизма.
Рис. 15. Комплект рабочего оборудования одноковшового полноповоротного гидравлического экскаватора 1— стрела; 2 — надставка стрелы; 3 — короткая рукоять; 4 — тяги привода ковша; 5 – длинная рукоять; 6 — удлинитель штока гидроцилиндра; 7, 8, 17, 19, 20 — подвеска грейферного ковша;9, 10, 12 — обратные ковши; 13 — крюковая обойма; 14 — рыхлитель; 15 — ковш для копания кюветов и канав; 16 – гидравлический бур; 18, 21 – ковши грейфера 22 – грейферный захват
Ковш прямой лопаты канатного экскаватора обязательно снабжен .-откидным днищем, открываемым с рабочего места машиниста. Оно необходимо для выгрузки грунта. Угол наклона ковша можно изменять.
На рис. 17 представлены схемы запасовки рабочих канатов, в том числе подъемного (сплошная линия) и стрелового (штрихпунктирная линия) с оборудованием прямая лопата рис. Пд) .Ковш поднимается за счет наматывания на барабан каната. Опускание ковша происходит под действием веса ковша и рукояти при сматывании каната с барабана в момент его растормаживания. Опускание стрелы также происходит под действием веса рабочего оборудования при растормаживании барабана.
На рис. 18 показано рабочее оборудование прямая лопата гидравлического экскаватора. Рабочее оборудование гидравлической машины состоит из трех сочлененных между собой шарнирных частей: стрелыtf, рукояти 2 и ковша 1. .Это рабочее оборудование значительно проще to конструкции, чем у канатной машины.
Рис. 16. Рабочее оборудование прямая лопата экскаватора с канатным приводом 1 — с однобалочной рукоятью; б -с двухбалочной рукоятью; 1— стрела; 2-рукоять; 3- стреловой канат; 4 – стреловые блоки; 5 — головные блоки; б-подъемный канат; 7-седловой подшипник; 8 – ковшовый блок; 9 — ковш; 10 стойка
Рис. 17. Схема запасовки канатов на экскаваторах с различным рабочим оборудованием а – прямая лопата; б – обратная лопата; в – драглайн; г – грейфер; д подъемный канат; 2 – блок на ковше; 3— подъемный барабан; 4 – стреловой барабан; 5 – стреловой канат; 6 – блок на головке стрелы; 7 – тяговый барабан; 8 – тяговый канат: 9 — блок на рукояти; 10- подъемные цепи; Ц – опрокидной канат; 12 – тяговые цепи; 13-замыкающий канат; А,Б,В,Г – точки крепления каната
Благодаря шарнирному креплению стрелы, рукояти и ковша, а также наличию гйдроцилиндров на каждом узле машинист имеет возможное переместить ковш при копании по любой траектории и создать на зубух ковша значительные усилия. Этим рабочее оборудование с гидравлическим приводом выгодно отличается от рабочего оборудования с канатным приводом, которое имеет только продольное движение и поворот одной рукояти.
Рис. 19. Рабочее оборудование обратная лопата экскаватора с канатным приводом 1 – ковш; 2 – рукоять; 3- стрела; 4 – подъемный канат; 5 – тяги; 6 – палец; 7 – стойка; 8 — тяговый канат
Рис. 20. Рабочее оборудование обратная лопата гидравлического экскаватора 1 – стрела; 2 – рукоять; 3- ковш; 4,5,6 – гидроцилиндры
Обратная лопата предназначена для копания грунта ниже уровня стоянки экскаватора. Это — основное рабочее оборудование для одноковшовых экскаваторов с емкостью ковша до 1 м.
Конструкции обратной лопаты у экскаваторов с канатным и гидравлическим приводом в целом похожи друг на друга, но и имеют различия.
На рис. 19 показана конструкция обратной лопаты у экскаваторов с канатным приводом. Рукоять шарнирно укреплена на головке стрелы. Ковш жестко укреплен на конце рукояти с помощью двух тяг и пальца. Для уменьшения усилия в подъемном канате экскаватора с канатным приводом увеличивают угол между стрелой и подъемным канатом с помощью дополнительной стойки, которая во время работы неподвижна.
В отличие от ковша прямой лопаты, у ковша обратной лопаты зубья или режущая поверхность располагаются не только на передней кромке, но и на боковых стенках. Это необходимо для того, чтобы исключить заклинивание боковых стенок ковша в массиве грунта при копании траншей. Ковш обратной лопаты как бы открыт спереди и сверху, что позволяет копать грунт “с шапкой”. Угол наклона ковша можно менять.
Схема запасовки подъемного и тягового канатов экскаватора с канатным приводом на обратной лопате показана на рис. 17,б. Копание грунта происходит за счет навивки на барабан тягового каната. Подъем и опускание стрелы производится барабаном.
Рабочее оборудование обратная лопата гидравлического экскаватора показана на рис.20. Оно состоит из стрелы, рукояти ковша, приводимых в движение гидроцилиндрами 4,5,6. Копающее движение рабочего оборудования создается одновременным или раздельным поворотом стрелы, рукояти и ковша.
Драглайн копает грунт ниже уровня стоянки машины. Это оборудование в настоящее время в основном устанавливается на экскаваторах с канатным приводом. Хороших результатов при установке оборудования -драглайн на гидравлическом экскаваторе до сих пор не получено. Однако большие преимущества перед прямой и обратной лопатой, особенно возможность копания широких котлованов, каналов, водохранилищ, т.е. земляных объектов, удаленных на значительное расстояние от самой машины, вызывают необходимость дальнейшего развития и производства этого рабочего оборудования.
На экскаваторе с оборудованием драглайн применяется длинная, как правило, решетчатая составная стрела, длину которой можно изменять решетчатыми вставками. Решетчатая стрела драглайна значительно легче, чем цельнометаллическая, поэтому при том же весе она длиннее последней и позволяет обеспечивать ковшу большую удаленность работы, как говорят, больший радиус действия и большую высоту разгрузки. При работе стрела устанавливается под углом 30-40°.
Ковш подвешен к подъемному канату с помощью цепей, которые для предохранения от трения о борта ковша разведены на ширину ковша траверсой. В месте крепления цепей к подъемному канату расположен опрокидный блок, через который перекинут разгрузочный канат. Один конец разгрузочного каната подсоединен к арке ковша, другой — к тяговому канату, к которому также прикреплены тяговые цепи ковша. Длина разгрузочного каната должна быть точно отрегулирована, чтобы при натяжении подъемного и тягового канатов ковш занимал положение, близкое к горизонтальному.
Для разгрузки ковша достаточно ослабить тяговый канат, тогда ослабляется разгрузочный канат, перекинутый через блок, и передняя часть ковша под своим весом и весом грунта опрокидывается вниз.
После разгрузки ковш в опрокинутом положении, висящим на подъемном канате, переносят при повороте экскаватора в место копания и, используя инерцию, ослабляя подъемный канат, забрасывают на грунт зубьями вниз. Затем вступает в работу тяговой канат.
Для того чтобы тяговый канат точно ориентировался в направлении к тяговому барабану и правильно навивался на него, в основании стрелы обязательно устанавливается направляющее устройство, ограничивающее положение тягового каната в пространстве. Общий вид направляющего устройства показан на рис.21, б.
Схема запасовки подъемного и тягового канатов экскаватора с оборудованием драглайн показана на рис. 17, в.
Грейфер применяют при рытье небольших в диаметре, но глубоких котлованов, ям и при перегрузке сыпучих материалов. Экскаватор с другим рабочим оборудованием не может выкопать яму такой глубины, какая возможна при работе с грейфером.
Рис. 21. Рабочее оборудование драглайн а – общий вид оборудования; б — направляющее устройство; 1 — стрела; 2 — головные блоки; 3- подъемный канат; 4 – опрокидной блок; 5 – подъемные цепи; 6— траверса; 7 — ковш; S – разгрузочный канат; 9 – тяговые цепи; 10 -тяговый канат; 11 – направляющее устройство; 12 – стреловой полиспаст; 13 -стреловые канаты; 14 – блок; 15 – корпус направляющего устройства: 16 — вилка; 17 – ролик
Рис. 22. Грейферное рабочее оборудование экскаватора с канатным приводом а – общий вид грейферного оборудования; б — схема работы грейфера; 1 -стрела; 2 – грузовой канат; 3- замыкающий канат; 4 -ковш грефей-ра; 5 -оттягивающийканат; 6 -стреловой полиспаст; 7 _ стреловые канаты
Практически эта глубина зависит только от длины канатов, на которых подвешен ковш. Разрабатывать наиболее глубокие котлованы или ямы можно только грейфером с канатной подвеской (рис. 22). На таких экскаваторах применяются двухканатные грейферы, подвешенные на грузовом и замыкаюшем канате.
Грейферное оборудование состоит из решетчатой стрелы, которую можно удлинять постановкой дополнительных решетчатых вставок, грейферного ковша, грузового (подъемного) каната, предназначенного для удержания и подъема груженого ковша, замыкающего каната, который служит для смыкания челюстей ковша при его загрузке, оттягивающего каната, предназначенного для предотвращения раскачивания ковша и закручивания канатов, стреловых канатов и стрелового полиспаста.
Конструкция стрелы и система канатов, удерживающих ее в наклонном положении, те же, что и при рабочем оборудовании — грейфер (рис.22).
Схема работы грейфера хорошо прослеживается на рис. 22,б.
На рис. 17. г показана схема запасовки грузового и замыкающего канатов грейфера.
Наматываясь на барабан, грузовой канат поднимает ковш, замыкающий канат, наматываясь захлопывает челюсти. Сматывание этих канатов приводит к опусканию ковша и к размыканию челюстей.
Вопрос № 2. Одноковшовые экскаваторы и погрузчики, их классификация, устройство и основные параметры. [
Погрузчики периодического действия
Погрузчики периодического действия разделяются на одноковшовые и вилочные. Характерной особенностью работы таких погрузчиков является раздельность операций по загрузке и разгрузке рабочего органа, в промежутках’между которыми производится транспортирование материала (груза) непосредственно на рабочем органе на небольшие расстояния (до 50—60 м) в пределах строительной площадки (склада) . при передвижении самого погрузчика.
Одноковшовые погрузчики применяют в основном для погрузки-разгрузки, перемещения и складирования насыпных, мелкокусковых материалов и штучных грузов, а также для экскавации и погрузки в автосамосвалы (или отсыпки в отвал) неслежавших-ся грунтов I—II категорий и естественного грунта III категории.
По способу разгрузки рабочего органа различают погрузчики: 1) с передней разгрузкой (фронтальные погрузчики); 2) с боковой разгрузкой: а) с поворотом стрелы в плане на 180° (полуповоротные погрузчики); б) с опрокидыванием ковша на сторону; 3) с задней разгрузкой: а) с перекатыванием ковша на разгрузку по направляющим; б) с подъемом ковша на стреле; 4) с комбинированной передней и задней разгрузкой.
Наиболее распространены в строительстве универсальные фронтальные и полуповоротны% погрузчики на пневмоколесном и.гусеничном ходу, которые кроме основного рабочего органа — ковша оснащаются комплектом быстросъемного сменного рабочего оборудования, обеспечивающего их универсальность. Фронтальные погрузчики выпускаются на гусеничном и пневмоколесном ходу и обеспечивают разгрузку ковша или другого рабочего органа вперед на любой отметке в пределах заданной высоты. Конструкция и принцип действия навесного погрузочного оборудования гусеничных и пневмоколесных погрузчиков аналогичны.
На портальной раме (рис. 5.1), жестко соединенной с основной рамой трактора, в средней его части крепятся шарнирно на пальцах элементы навесного оборудования: стрела и две пары гидроцилиндров (по одному с каждой стороны машины) подъема стрелы и 5 поворота ковша. На стреле П-образной формы монтируется шарнирно-рычажный механизм управления рабочим органом, состоящий из двух пар коромысел и поворотных тяг к приводимых в действие от двух гидроцилиндров поворота ковша. На передний конец стрелы и поворотные тяги навешивается сменный рабочий орган (в данном случае —ковш), повороты (запрокидывание назад) которого при его внедрении в грунт (материал), наполнении и разгрузке, а также поступательное движение при подъеме и опускании стрелы обеспечиваются шарнирно-рычажным механизмом.
Рабочий цикл фронтального погрузчика, оборудованного ковшом, состоит из следующих операций: перемещение погрузчика к штабелю, при одновременном опускании ковша; внедрение ковша в. материал под действием напорного усилия машины, передаваемого через стрелу и рычажный механизм; подъем наполненного ковша стрелой на определенную высоту и транспортировка к месту разгрузки; разгрузки ковша опрокидыванием. Гидросистема привода навесного оборудования обслуживается шестеренными насосами, приводимыми в действие через распределительный редуктор от вала отбора мощности трактора.
Особенностью погрузчика на базе пневмоколесного трактора с шарнирно сочлененной рамой является возможность осуществлять погрузку-разгрузку с минимальным маневрированием за счет поворота передней полурамы с рабочим органом на угол до 40° (в плане) в обе стороны от продольной оси машины. Это позволяет уменьшить более чем наполовину длину транспортных передвижений погрузчика, сократить продолжительность рабочего цикла и соответственно повысить производительность машины.
Рис. 5.1. Фронтальные погрузчики: а — гусеничный; б — пневмоколесный; в — кинематическая схема механизма погрузочного оборудования
Применение погрузчиков с шарнирно-сочлененной рамой особенно целесообразно для работы в стесненных условиях.
Полуповоротный погрузчик (рис. 5.2) обеспечивает возможность разгрузки ковша и других рабочих органов вперед и на обе стороны (на угол 90° и более) от продольной оси машины и состоит из специального пневмоколесного шасси с двумя ведущими мостами и погрузочного оборудования, смонтированного на поворотной платформе.
Рис. 5.2. Полуповоротный одноковшовый погрузчик: а — общий вид; б —с хема гидравлического механизма поворота
В качестве силовой установки полуповоротного погрузчика (см. рис. 5.2, а) используется дизель, устанавливаемый над задним управляемым мостом.
Поворотная платформа опирается на ходовую раму через шариковый (или роликовый) опорно-поворотный круг и поворачивается вокруг вертикальной оси на 180° двумя гидроцилиндрами, прикрепленными по бокам рамы погрузчика. Штоки гидроцилиндров соединены между собой роликовой цепью, огибающей звездочку поворотной платформы (см. рис, 5.2, б).
На поворотной платформе размещены стрела со сменным рабочим органом и противовес. Подъем и опускание стрелы производится гидроцилиндром. Сменный рабочий орган навешивается на передний конец стрелы и поворотные тяги* шарнирно-рычажного механизма. Принудительный поворот ковша (в вертикальной плоскости) относительно стрелы при его наполнении и разгрузке производится при помощи шарнйрио-рычажного механизма, приводимого в движение гидроцилиндром. С помощью этого же механизма достигается поступательное движение ковша при подъеме и опускании стрелы. Гидросистема управления стрелой и сменными рабочими органами обслуживается шестеренным насосом с приводом от вала отбора мощности. Рабочий цикл полуповоротного погрузчика отличается от рабочего цикла фронтального погрузчика тем, что в нем отсутствуют операции на дополнительные развороты машины при разгрузке (разгрузку можно производить с любой стороны машины). Эта особенность работы полуповоротных погрузчиков позволяет: а) сократить продолжительность рабочего цикла по сравнению с фронтальным погрузчиком на 30—40%; б) использовать их при выполнении погрузочных работ в стесненных условиях.
Кроме основного рабочего органа — нормального ковша одноковшовые погрузчики оснащаются (рис. 5.3): погрузочными ковшами различной вместимости и конструкции— увеличенной вместимости для легких материалов и уменьшенной для тяжелых, скелетными для скальных пород и т. п.; экскавационным оборудованием — для рытья небольших котлованов, колодцев и траншей в слабых грунтах при прокладке трубопроводов открытым способом; бульдозерными отвалами, скреперами, кусторезами, корчевателями-собирателями, рыхлителями и асфальтовзламывателями — для производства подготовительных работ по расчистке и планировке строительных площадок и трасс строительства трубопроводов, рытья котлованов, возведения насыпей, засыпки траншей, пазух и т. д.;
Производительность современных отечественных одноковшовых погрузчиков 90—235 м3/ч при средней продолжительности цикла 30—60 с; грузоподъемность 1,25—5 т, вместимость ковшей 0,4—З м3.
Вилочные погрузчики (автопогрузчики). При производстве погрузочно-разгрузочных работ на открытых строительных площадках с естественным и твердым покрытием применяются универсальные вилочные погрузчики на пневмоходу, оснащенные комплектом сменных рабочих органов: 1) вилами и специальными захватами — для погрузки-разгрузки, перемещения и складирования всевозможных Щтучных, тарных и длинномерных грузов (труб, бревен, контейнеров, строительных блоков и т. д.); 2) ковшами—для насыпных и кусковых грузов; 3) грузовыми стрелами (блочными и безблочными)—для подъема грузов на небольшую высоту и монтажа различных строительных конструкций и сани-тарно-технических устройств.
Рис. 5.3. Сменное рабочее и навесное оборудование одноковшовых погрузчиков: а — землеройно-погрузочное; б — грузоподъемное; в — вспомогательное; 1 — нормальный ковш; 2— увеличенный ковш; 3— уменьшенный ковш; 4— скелетный ковш; 5 — двухчелюст-ной ковш; 6 — ковш с боковой разгрузкой; 7 — ковш с увеличенной высотой разгрузки; 8 — ковш с принудительной разгрузкой; 9 — бульдозерный отвал; 10 — экскаватор; 11 — грейфер; 12 — грузовые вилы; 13 — кран; 14 — челюстной захват; 15 — захват для столбов и свай; 16 — плужный снегоочиститель; 17 — роторный снегоочиститель; 18 — кусторез; 19 — корчеватель-собиратель; 20 — асфальтовзламыватель
Вопрос № 3.Многоковшовые экскаваторы и погрузчики, их классификация, устройство и основные параметры. Расчет их производительности.
Разработка грунта экскаваторами непрерывного действия
У экскаваторов непрерывного действия все операции по разработке грунта выполняются одновременно и непрерывно. По типу рабочего органа экскаваторы подразделяют на цепные многоковшовые и скребковые, роторные многоковшовые и бесковшовые. По характеру движения рабочего органа экскаваторы делятся на экскаваторы продольного, поперечного и радиального копания. У первых направление движения рабочего органа (ротора, ковшовой цепи) совпадает с направлением движения машины. У вторых оно перпендикулярно направлению движения машины. У третьих рабочие органы поворачиваются относительно базы машины (роторные стреловые экскаваторы).
По типу ходового оборудования различают экскаваторы на гусеничном, пневмоколесном и рельсовом ходу.
Цепные экскаваторы продольного копания (непрерывного действия) (рис.18, а, б) применяются для отрывки траншей под кабели, трубопроводы и другие коммуникации с небольшим объемом работ в грунтах первой группы без каменных включений. После срезки ковшами грунт поднимается наверх, откуда скребками, шнеками и отвальным устройством сдвигается в сторону от траншеи.
Рис.18. Экскаваторы непрерывного действия
а, б - экскаватор продольного копания - цепной и роторный; в - плужный канавокопатель; г - экскаватор поперечного копания.
Роторные экскаваторы продольного копания имеют по сравнению с цепными более высокую производительность, но и большую массу. Они используются при больших объемах земляных работ и разработке выемок под крупные линейно-протяженные сооружения.
Плужные канавокопатели (рис.18, в) применяются для отрывки каналов полного профиля при создании оросительных и осушительных сетей.
Экскаваторы поперечного копания (рис.18, г) выпускаются с - цепным рабочим органом и применяются при добыче строительных материалов (песка, глины), мелиоративных и других работах.
Роторные стреловые экскаваторы (рис.19) применяются в промышленном, транспортном и мелиоративном строительстве при разработке крупных котлованов, прокладке каналов, тоннелей, устройстве дамб и плотин, разработке грунта в стесненных условиях. Они имеют небольшие размеры и обладают хорошей маневренностью. Грунт разрабатывается вращающимся ротором при одновременном повороте роторной стрелы в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Срезанный грунт через ленточный транспортер перегружается в транспортное средство и отвозится от места разработки.
Рис.19. Схемы разработки грунта роторными стреловыми экскаваторами
а - при открытой разработке; б - при закрытой разработке.