logo search
Инструментоведение

Деревянные духовые

Фаго́т(итал. fagotto, букв. «узел, пучок, вязанка дров», нем. Fagott, фр. basson, англ. bassoon) — деревянный духовой инструмент басового, тенорового и частично альтового регистра. Имеет вид согнутой длинной трубки с системой клапанов и двойной (как у гобоя) тростью, которая надевается на металлическую трубку («эс») в форме буквы S, соединяющую трость с основным корпусом инструмента. Своё название получил из-за того, что в разобранном состоянии напоминает вязанку дров.

Фагот сконструирован в XVI веке в Италии, в оркестре применяется с конца XVII — начала XVIII века, занял в нём постоянное место к концу XVIII века. Тембр фагота весьма экспрессивен и на всём диапазоне богат обертонами. Наиболее употребительны нижний и средний регистр инструмента, верхние ноты звучат несколько гнусаво и сдавленно. Фагот применяется в симфоническом, реже в духовом оркестре, а также как сольный и ансамблевый инструмент.

Фагот представляет собой длинную трубку полого-конической формы. Для большей компактности воздушный столб внутри инструмента как бы сложен вдвое. Основной материал для изготовления фагота ― древесина клёна.

Корпус фагота состоит из четырёх частей: нижнего колена («сапога», имеющего U-образную форму), малого колена («флигеля»), большого колена и раструба. От малого колена отходит тонкая длинная металлическая трубка, изогнутая в виде буквы S (отсюда её название ― эс), на которую насаживается трость ― звукообразующий элемент фагота.

На корпусе инструмента находятся многочисленные отверстия (около 25―30), открывая и закрывая которые, исполнитель изменяет высоту звука. Лишь 5―6 отверстий управляются пальцами, для остальных используется сложный клапанный механизм.

Саксофо́н(от Sax — фамилия изобретателя и греч. φωνή — «звук», фр. saxophone, итал. sassofono, нем. Saxophon) — духовой музыкальный инструмент, по принципу звукоизвлечения принадлежащий к семейству деревянных, несмотря на то, что никогда не изготавливался из дерева. Семейство саксофонов сконструировано в 1842 году бельгийским музыкальным мастером Адольфом Саксом и запатентовано им четыре года спустя. С середины XIX века саксофон используется в духовом оркестре, реже — в симфоническом, также в качестве солирующего инструмента в сопровождении оркестра (ансамбля). Является одним из основных инструментов джаза и родственных ему жанров, а также эстрадной музыки. Инструмент обладает полным и мощным звучанием, певучим тембром и большой технической подвижностью.

Аппликатура саксофона близка аппликатуре гобоя, но губы не так сильно подворачиваются, а принцип извлечения звука сходен со звукоизвлечением на кларнете, но немного легче сделать амбушюр. При этом регистры саксофона более однородны, чем регистры кларнета.

Возможности саксофона очень широки: по технической подвижности, особенно в легато, он конкурирует с кларнетом, возможна большая амплитуда вибрации звука, чёткое акцентированное стаккато, глиссандированные переходы с одного звука на другой. К тому же саксофон обладает значительно большей, чем у других деревянных духовых, силой звука (примерно как у валторны). Его способность органически сливаться как с группой деревянных, так и медных духовых помогает ему успешно объединять эти группы по тембру.

В джазе и при исполнении современной музыки саксофонисты используют самые разнообразные приёмы игры — фруллато (тремоло на одной ноте с помощью языка), резонансное звучание, исполнение в сверхвысоком регистре с флажолетными звучаниями, многоголосное звучание и др.

Флажолет(фр. flageolet, уменьшит. от старофр. flageol — флейта) — старинная флейта высокого регистра, свирель.

Первый известный флажолет был изготовлен во Франции мастером В. Жювиньи, в 1581 году.

Представляет собой трубку из самшитового дерева или слоновой кости с каналом цилиндрического или обратноконического сечения, с 6-тью отверстиями для пальцев и свистковым устройством.

С начала XVIII века состоял из двух стыкующихся частей, причём верхняя (со свистковым устройством) была увеличена (общая длина 300 мм) и превращена в специальную камеру с тампоном, всасывающим влагу.

Различают флажолет французский (с четырьмя отверстиями на лицевой стороне, и двумя — на тыльной), и английский (со всеми шестью отверстиями на лицевой стороне). Кроме того, существует двойной флажолет — с единым свистковым устройством и двумя трубками, позволяющий извлекать одновременно два звука.

Строй высокий, в 2 октавы, начиная с ре во 2-й октаве.

Из-за высокого мелодичного звука флажолет использовался для приучения птиц к высвистыванию различных мелодий.

Наибольшее распространение флажолет получил в XVII веке, в дальнейшем был вытеснен флейтой-пикколо.

Флажолет использовали в своих произведениях И. С. Бах, Г. Ф. Гендель, К. В. Глюк и В. А. Моцарт.

Итальянская волынканеобычна тем, что для воспроизведения мелодии у нее имеется две трубки - по одной для каждой руки. У всех 4 трубок имеется по два язычка. Воздух, вдуваемый в трубки, проходит сквозь два язычка и производит звук, напоминающий орган. На итальянской волынке в сопровождении джиарамеллы (небольшой дудочки) играют в небольших городках, особенно в Рождество.

На итальянской волынке всегда играют вместе с джиарамеллой - конической дудочкой. Их часто можно услышать вместе во время Рождества. Итальянская волынка относится к роду волынок "пифферо"

Губная гармоника(разг. «(губная) гармошка», харп (от англ. harp)) — распространённый язычковый музыкальный инструмент. Внутри губной гармоники находятся медные пластинки (язычки), которые колеблются в воздушной струе, создаваемой музыкантом. В отличие от других язычковых музыкальных инструментов гармоника не имеет клавиатуры. Вместо клавиатуры используется язык и губы для выбора отверстия (как правило они расположены линейно), соответствующего желаемой ноте.

Губная гармоника чаще всего используется в таких музыкальных направлениях, как блюз, фолк, блюграсс, блюз-рок, кантри, джаз, поп.

Музыканта, играющего на губной гармонике, называют харпером (англ. harper).

Хроматические гармоники позволяют извлекать все 12 нот в октаве (включая полутона). Научиться играть на них сложнее, чем на диатонических, зато на них можно сыграть любую мелодию без освоения особых техник игры, таких как бенд. Гармоники такого типа фактически состоят из 2-х гармоник в одном корпусе. Переключение между ними и извлечение полутонов достигается использованием специальной кнопки-переключателя — слайдера, расположенной на одной из боковых сторон инструмента.

В диатонических гармониках используется диатонический строй (например: C, D, E, F) без полутонных интервалов между нотами (C#, D# и так далее). Игра на диатонической губной гармонике без применения особых техник напоминает игру на фортепиано только по белым клавишам, без чёрных. Диатонические губные гармоники имеют диапазон в 1-4 октавы.

Блюзовая гармоника — самая популярная на сегодняшний день. Обычно имеет 10 отверстий, в каждое можно играть и на вдох (англ. draw) и на выдох (англ. blow). При определённых навыках игры можно играть хроматически с помощью специальных приёмов — бендов и передувов. Продаётся в разных тональностях и настройках, но самая распространённая — C-dur.

В Тремоло-гармонике две звуковые пластины, звучащие одновременно, слегка расстроены друг относительно друга, создавая тремоло-эффект. Таким образом, на каждую ноту приходится 2 язычка, и звук получается более насыщенным. Наличие ноты ля в нижней октаве позволяет полноценно играть русские мелодии.

Октавная гармоника — другая разновидность диатоники. В ней две звуковые пластины, звучащие одновременно, настроены точно в октаву друг относительно друга. Это придает большую громкость и другой тембр звука.

Басовая гармоника — фактически два отдельных инструмента, один над другим, соединённых шарнирами с обеих сторон. Каждое отверстие играет только на выдох, и на каждую ноту — по две звуковые пластины, настроенные в октаву.

Аккордовая гармоника, подобно бас-гармонике, тоже состоит из двух подвижно закреплённых пластин, сдвоенные язычки которых настроены в октаву. Но в отличие от бас-гармоник, она имеет ноты и на выдох, и на вдох, что позволяет использовать различные аккорды.

Гобо́й(от фр. hautbois, буквально «высокое дерево», англ. , нем. и итал. oboe) — деревянный духовой музыкальный инструмент сопранового регистра, представляющий собой трубку конической формы с системой клапанов и двойной тростью (язычком). Современный вид гобой приобрёл в первой половине XVIII века. Инструмент обладает певучим, однако несколько гнусавым, а в верхнем регистре — резким тембром.

Инструменты, считающиеся прямыми предшественниками современного гобоя, известны с античности и сохранились в первозданном виде в разных культурах. Народные инструменты, такие как бомбарда, волынка, жалейка, дудук, гайта, хитирики, зурна вместе с инструментами Нового времени (мюзетт, собственно гобой, гобой д’амур, английский рожок, баритоновый гобой, барочный гобой) составляют обширное семейство этого инструмента.

Гобой используется в качестве сольного инструмента, в камерной музыке и симфоническом оркестре.

Основу репертуара для гобоя составляют произведения эпохи барокко (сочинения Баха и его современников) и классицизма (Моцарт). Реже исполняются сочинения композиторов-романтиков (Шумана) и современных композиторов.

Первые гобои изготавливались из тростника или бамбука — для создания корпуса использовалась природная полость внутри трубки. Несмотря на то, что некоторые народные инструменты до сих пор делаются таким образом, довольно быстро стала очевидной необходимость поиска более прочного и устойчивого к переменам обстановки материала. В поисках подходящего варианта музыкальные мастера пробовали разные образцы древесины, как правило, твёрдой, с правильным расположением волокон: самшит, бук, дикая вишня, палисандр, груша. Некоторые гобои эпохи барокко были сделаны из слоновой кости.

В XIX веке, с добавлением новых клапанов, потребовался материал ещё более прочный. Подходящим вариантом оказалось чёрное дерево. Древесина чёрного дерева остаётся основным материалом для производства гобоев до сих пор, хотя иногда применяется древесина экзотических деревьев, таких как кокоболо и «фиолетовое дерево». Проводились эксперименты по созданию гобоев из металла и плексигласа. Одно из последних технологических нововведений применяется фирмой «Buffet Crampon»: инструменты по технологии Green Line из материала, состоящего на 95 % из порошка чёрного дерева и на 5 % — из углепластика. Обладая теми же акустическими свойствами, что и инструменты из чёрного дерева, кларнеты Green Line намного менее чувствительны к изменениям температуры и влажности, что снижает риск повреждения инструмента, кроме того, они легче и дешевле.

Англи́йский рожо́к(итал. corno inglese, фр. cor anglais, нем. Englisch Horn) или альтовый гобой ― деревянный духовой музыкальный инструмент, разновидность гобоя.

По устройству английский рожок схож с гобоем, но имеет бо́льший размер, грушевидный раструб и особую изогнутую металлическую трубочку, с помощью которой трость соединяется с основным корпусом.

Аппликатура английского рожка полностью совпадает с аппликатурой гобоя, но из-за бо́льшей длины корпуса он звучит на чистую квинту ниже.

Техника игры и штрихи при игре на английском рожке ― те же, что и на гобое, однако английский рожок отличается несколько меньшей технической подвижностью. В его исполнении наиболее типичны кантиленные, протяжные эпизоды в легато. Тембр английского рожка по сравнению с гобоем более густой, полный и мягкий.

Диапазон английского рожка по действительному звучанию ― от e (ми малой октавы) до b2 (си-бемоль второй октавы). Самые верхние звуки диапазона используются редко. При одинаковой аппликатуре с гобоем английский рожок звучит на квинту ниже его, то есть принадлежит к числу транспонирующих инструментов in F.

Итальянские композиторы конца XVIII ― первой половины XIX века нотировали партию английского рожка в басовом ключе, октавой ниже действительного звучания. Во французской традиции было принято писать ноты для него в редком меццо-сопрановом ключе. Наиболее распространена была нотация в альтовом ключе (её позднее применяли и некоторые композиторы XX века, в частности, С. С. Прокофьев). В современных партитурах партия английского рожка пишется в скрипичном ключе на чистую квинту выше действительного звучания.

В оркестре обычно применяется один английский рожок (реже два), причём его партия может представлять собой временную замену одного из гобоев (как правило, последнего по номеру).

Ке́на(кечуа qina, исп. quena) — продольная флейта, используемая в музыке Андского региона Латинской Америки. Обычно изготавливается из тростника. Имеет шесть верхних и одно нижнее отверстие для пальцев. Обычно изготавливается в строе G. Флейта кеначо (кечуа qinachu, исп. quenacho) представляет собой вариант кены с более низким звуком, в строе D. По конструкции и звукоизвлечению аналогична японской флейте сякухати: она не имеет свистка, только овальную выемку клиновидного сечения у верхнего конца. Для извлечения звука музыкант приставляет верхний конец флейты к губам и направляет поток воздуха на клин. Благодаря такой конструкции, по сравнению с блок-флейтой, увеличивается диапазон возможностей управления воздушным потоком, что придаёт инструменту живое, выразительное звучание.

Фле́йта-пи́кколо (часто называется просто пикколо или малая флейта; итал. flauto piccolo или ottavino, фр. petite flûte, нем. kleine Flöte) — деревянный духовой музыкальный инструмент, разновидность поперечной флейты, самый высокий по звучанию инструмент среди духовых. Обладает блестящим, в форте — пронзительным и свистящим тембром. Малая флейта вдвое короче обыкновенной и звучит на октаву выше, причём ряд низких звуков на ней извлечь невозможно. Диапазон пикколо — от d² до c5 (ре второй октавы — до пятой октавы), встречаются также инструменты, обладающие возможностью брать c² и cis². Ноты для удобства чтения пишутся на октаву ниже.

Конструкция флейты-пикколо в целом такая же, как и у большой флейты, однако отверстие амбушюра (головки) меньше диаметром, отсутствует колено и отверстия в теле инструмента расположены ближе друг к другу. Длина пикколо около 32 сантиметров, что практически в два раза короче большой флейты, диаметр сверления — 1 сантиметр. Флейты-пикколо бывают деревянные, металлические, реже из других композитных материалов. Техника игры на флейте-пикколо такая же, как и на большой, но для полного владения инструментом требуется продолжительный целенаправленный период освоения со стороны исполнителя (в отличие от, например, альтовой флейты).

Основная сфера применения малой флейты — симфонический и духовой оркестры, использование её в качестве солирующего инструмента относится к единичным случаям (Вивальди — Концерт C-dur).

Предшественником флейты-пикколо является флажолет, который широко использовался в средние века в военной музыке. Собственно флейта-пикколо была сконструирована в XVIII веке и на рубеже XVIII—XIX веков вошла в состав симфонического оркестра, где стала одним из самых высоких по регистру инструментов. В военных и духовых оркестрах XIX века часто использовались флейты-пикколо в строе ре-бемоль или ми-бемоль, сегодня такие инструменты встречаются крайне редко.

Обычно в симфоническом оркестре используется одна малая флейта (реже две), партия которой в партитуре помещается на отдельной строчке над партиями больших флейт (то есть над всеми остальными инструментами оркестра). Нередко партия малой флейты представляет собой временную замену партии одной из больших флейт. Наиболее частая функция флейты-пикколо в оркестре — поддержка верхних голосов в общем звучании, но иногда композиторы доверяют этому инструменту и сольные эпизоды (Равель — Фортепианный концерт № 1, Щедрин — Фортепианный концерт № 4), Шостакович ― симфонии № 9 и № 10).

Кларне́т (итал. clarinetto, фр. clarinette, нем. Klarinette, англ. clarinet или clarionet) — деревянный духовой музыкальный инструмент с одинарной тростью. Был изобретён около 1700 года в Нюрнберге, в музыке активно используется со второй половины XVIII века. Применяется в самых разнообразных музыкальных жанрах и составах: в качестве сольного инструмента, в камерных ансамблях, симфоническом и духовом оркестрах, народной музыке, на эстраде и в джазе. Кларнет обладает широким диапазоном, тёплым, мягким тембром и предоставляет исполнителю широкие выразительные возможности.

Такие детали кларнета, как мундштук с одинарной тростью и система кольцевых клапанов почти без изменения заимствованы саксофоном.

Ба́ссетгорн(нем. Bassethorn; фр. cor de basset; итал. corno di bassetto) ― деревянный духовой музыкальный инструмент, разновидность кларнета.

Бассетгорн имеет примерно такое же устройство, что и обычный кларнет, однако бо́льшую длину, из-за чего звучит ниже. Диаметр его трубки, как правило, несколько шире, чем у обычного кларнета, из-за чего обычный кларнетный мундштук не подходит для него и используется мундштук альтового кларнета. Для компактности трубка современного бассетгорна слегка изогнута у мундштука и у раструба. Инструменты, построенные в XVIII―XIX веках, имели более сложную форму с несколькими изгибами и особой камерой, где воздушный канал несколько раз менял направление, переходя в расширяющийся металлический раструб.

Инструмент снабжён несколькими дополнительными клапанами, расширяющими его диапазон вниз по сравнению с кларнетом до ноты до малой октавы (по написанию в скрипичном ключе). Эти клапаны управляются большим пальцем правой руки (типично для немецких моделей) или мизинцами (на французских инструментах).

Бассетгорн ― транспонирующий инструмент. Обычно он применяется in F (в строе фа), то есть звучит на чистую квинту ниже написанных нот. Часто ноты для такого инструмента записывают наподобие нот для валторны — в басовом ключе на кварту выше написанных нот, в скрипичном — на квинту ниже. Бассетгорны в других строях (G, D, Es, A, B) использовались эпизодически в XVIII веке, но в широкое употребление не вошли. Тембр бассетгорна похож на тембр кларнета, но чуть более матовый и мягкий.

Диапазон современного бассетгорна in F ― от фа большой октавы до си-бемоль второй и выше (возможно извлечь звуки до фа третьей, но они не всегда устойчивы по интонации)

Аккордео́н(от фр. accordéon) — музыкальный инструмент, ручная гармоника. В 1829 году это название дал венский органный мастер К. Дамиан усовершенствованной им гармонике. В русской традиции обычно принято называть только инструменты с правой клавиатурой фортепьянного типа (обычно несколько тембровых регистров) — в отличие, например, от баяна. Однако иногда встречается и наименование «кнопочный аккордеон». Некоторые его разновидности называют баяном.

В конце XIX века аккордеоны в большом количестве изготавливались в Клингентале (Саксония). До сих пор самыми распространёнными в России являются аккордеоны фирмы «Weltmeister» (различных марок, например, Diana, Stella, Amigo). Встречаются также другие фирмы-производители, как зарубежные («Horch», «Hohner»), так и российские («Берёзка», «Меркурий»).

Существует мнение, что те, кто умеют играть на фортепиано, с лёгкостью научатся играть на аккордеоне. Однако при внешней схожести клавиатур аккордеона и фортепиано их клавиши имеют разные размеры, также необходимо учитывать абсолютно разные принципы звукоизвлечения, приёмы игры и положение исполнительского аппарата. Но то же время аккордеонисту легче, чем баянисту, дается освоение фортепиано.

Ударные

Та́бла— индийский ударный музыкальный инструмент.

Точных сведений о происхождении табла нет. Но по существующей традиции создание этого инструмента (как и многого другого, чьё происхождение неизвестно) приписывают Амиру Хусро (XIII век). Само название «табла» — чужеземное, но это никак не относится к инструменту: известны индийские древние рельефы, изображающие такие пары барабанов, и даже в «Натьяшастре» — тексте почти двухтысячелетней давности — упоминается о речном песке определённого качества, входящем в состав пасты для покрытия мембраны.

Существует легенда, рассказывающая о рождении табла. Во времена Акбара жили два профессиональных исполнителя на пакхавадже. Они были непримиримыми соперниками и постоянно соревновались друг с другом. Однажды в жаркой схватке барабанного состязания один из соперников — Судхар Хан — потерпел поражение и, не в силах вынести его горечь, швырнул свой пакхавадж оземь. Барабан разбился на две части, превратившиеся в табла и дагга.

Большой барабан называется байан, маленький — дайна.

Существует несколько гхаран (школ) табла, наиболее известны шесть из них: Аджрара гхарана, Бенаресская гхарана, Делийская гхарана, Фарукхабад гхарана, Лакхнау гхарана, Пенджабская гхарана.

Один из самых известных музыкантов, прославивших этот инструмент на весь мир, — индийский музыкант Закир Хуссейн.

Мара́касили мара́ка (исп. maraca) — древнейший ударно-шумовой инструмент коренных жителей Антильских островов — индейцев таино, разновидность погремушки, издающей при потряхивании характерный шуршащий звук. В настоящее время мараки популярны на всей территории Латинской Америки и являются одним из символов латиноамериканской музыки. Как правило, музыкант, играющий на мараках, использует пару погремушек — по одной в каждой руке.

В русском языке название инструмента чаще употребляется в не вполне правильной форме «маракас» (мужской род, единственное число) или «маракасы» (мужской род, множественное число). Это связано с механическим перенесением в русскую речь испанского названия инструмента во множественном числе (исп. maracas), дополняемого сверх того окончанием множественного числа, свойственного русскому языку. Более правильной формой названия является «марака» (женский род, единственное число; множественное число — «мараки»).

Тамбурин— старинный музыкальный барабан цилиндрической формы, а также танец в двудольном размере и музыка к нему.

Тамбурин был известен на юге Франции около XVIII века. Обычно один и тот же исполнитель играл на флейте (похожей на флажолет) и аккомпанировал себе на тамбурине.

Шарль-Мари Видор утверждал, что тамбурин «отличается от обыкновенного барабана сильно вытянутой внешностью и отсутствием резкого звука». Жозэф Баггэрс добавляет, что тамбурин не только длиннее и уже обыкновенного барабана, но, в противоположность ему, имеет струны, натянутые поверх кожи, что и придаёт инструменту свойственную ему «несколько гнусавую глуховатость». Напротив, французский военный дирижер XVIII века М.-А. Суайе осторожнее. Он просто объединяет эти положения и утверждает, что тамбурин обладает «очень длинным кузовом и часто бывает без струн — sans timbre».

Бона́нг— индонезийский ударный музыкальный инструмент. Представляет собой набор бронзовых гонгов, при помощи шнуров укреплённых в горизонтальном положении на деревянной подставке. Каждый гонг имеет в центре выпуклость (пенчу). Звук извлекают, ударяя по этой выпуклости деревянной палочкой, обмотанной на конце хлопчатобумажной тканью или верёвкой. Иногда под гонгами подвешиваются шарообразные резонаторы из жжёной глины. Звук бонанга мягкий и певучий, медленно угасающий.

В гамелане бонанг обычно выполняет гармонические функции, но иногда ему поручается и ведение основной темы.

Среди бонангов различают мужские (вангун лананг) и женские (вангун ведон). У первых гонги имеют высокие бортики и более выпуклую поверхность, у вторых они более низкие и плоские. Также различают в зависимости от размера бонанг пенерус (малый), бонанг барунг (средний) и бонанг пенембунг (большой).

Челе́ста (итал. celesta — «небесная») — небольшой клавишно-ударный музыкальный инструмент, внешне похожий на пианино, звучащий наподобие колокольчиков.

Звук извлекается молоточками, приводимыми в движение клавишами (механизм молоточков напоминает фортепианный, но более упрощён). Молоточки ударяют по стальным пластинкам, укреплённым на деревянных резонаторах. Диапазон челесты ― от c1 (до первой октавы) до c5 (до пятой октавы).

Первым челесту в оркестре применил Эрнест Шоссон в музыке к пьесе Шекспира «Буря» (1888).

Во время своего визита в Париж челесту услышал Пётр Ильич Чайковский и был так очарован её звучанием, что ввёл партию этого инструмента в свои сочинения: балладу «Воевода» (1891) и балет «Щелкунчик» («Танец феи Драже»; 1892).

Челеста используется почти исключительно как оркестровый инструмент для создания особого колорита Густавом Холстом в сюите «Планеты», Дмитрием Шостаковичем в тринадцатой симфонии и другими академическим композиторами. На челесте также исполняется партия стеклянной гармоники ― инструмента, вышедшего из употребления, но предусмотренного в сочинениях некоторых композиторов XIX века. Как правило, на челесте играет штатный пианист оркестра (в случае отсутствия челесты её партия может быть исполнена на фортепиано).

Также среди композиторов XX века использовали челесту в своих произведениях Барток (Музыка для струнных, ударных и челесты, 1936), Бриттен (опера «Сон в летнюю ночь», 1960), Гласс (опера «Эхнатон», 1984), Фельдман («Филиппу Густону», 1984).

Ноты для челесты пишутся на двух нотоносцах на октаву ниже действительного звучания. В партитуре симфонического оркестра её партия располагается под партией арфы, над партиями струнных инструментов.

Звучание данного инструмента было использовано группой Depeche Mode в некоторых их произведениях.

Генде́р(генди́р) — индонезийский ударный инструмент. Состоит из 10—12 чуть выпуклых металлических пластин, укреплённых в горизонтальном положении на деревянной подставке при помощи шнуров. К пластинам подвешиваются бамбуковые трубки-резонаторы. Пластины гендера подбираются в соответствии с 5-ступенным звукорядом слендро или 7-ступенным звукорядом пелог.

Звук извлекается ударами двух коротких деревянных палочек с каучуковыми наконечниками. По сравнению с родственным ему гамбангом, гендер отличается большей мягкостью тембра. Этот инструмент требует от исполнителя виртуозной техники, поскольку при исполнении пьес в импровизационной манере требуются чрезвычайно быстрые движения рук. Часто на гендере играют женщины.

В гамелане гендер осуществляет вариационную разработку основной темы, задаваемой гамбангом.

В зависимости от размера инструмента различают разновидности: гендер пенерус (малый), гендер барунг (средний) и гендер пенембунг (большой).

Кастанье́ты(исп. castañetas)— ударный музыкальный инструмент, представляющий собой две вогнутые пластинки-ракушки, в верхних частях связанные между собой шнурком. Пластины традиционно изготавливались из твёрдой древесины, хотя в последнее время для этого все чаще используется стеклопластик. Кастаньеты получили наибольшее распространение в Испании, Южной Италии и Латинской Америке.

Подобные простые музыкальные инструменты, пригодные для ритмического сопровождения танца и пения, применялись ещё в Древнем Египте и Древней Греции.

Название кастаньеты в русском языке заимствовано из испанского, где они называются castañuelas («каштанки») из-за сходства с плодами каштана. В Андалузии их чаще называют palillos («палочки»).

В мировой культуре кастаньеты прочнее всего ассоциируются с образом испанской музыки, особенно с музыкой испанских цыган, стилем фламенко и т. п. Поэтому данный инструмент часто используют и в классической музыке для создания «испанского колорита» (например, в опере Ж. Бизе «Кармен»). В симфоническом оркестре, для удобства исполнителей, чаще всего используются кастаньеты закрепленные на специальной подставке (т. н. «кастаньет-машина»).

Калимба— древнейший и самый распространенный инструмент в Африке (особенно в Центральной и Южной, на некоторых из Антильских островов). О его широкой популярности свидетельствует обилие названий, которыми обозначается калимба у различных племен: цанца, санза, мбира, мбила, ндимба, лукембу, лала, малимба, нданди, ижари, мганга, ликембе, селимба и др., из которых «официальным» у нас является «цанца», на Западе — «калимба». Калимба используется в традиционных обрядах и профессиональными музыкантами. Ее называют «африканское ручное фортепиано»; это довольно виртуозный инструмент, предназначенный для исполнения мелодических рисунков, однако вполне пригодный и для игры аккордами. Большей частью применяется как аккомпанирующий инструмент. Большие калимбы придают неповторимый низкий гул живым басовым ритмам африканской музыки, маленькие издают совершенно призрачное, хрупкое звучание, похожее на музыкальную шкатулку.

На резонаторном корпусе (бывает разной формы) размещается ряд или несколько рядов деревянных, бамбуковых или металлических пластин-язычков, служащих источником звука. У простейших образцов — плоский, у более сложных — полостной резонатор из панциря черепахи, долбленого дерева, полой тыквы и др., на резонаторной доске крепятся язычки (4-30). Высокий порожек ограничивает звучащую часть язычков. При игре (стоя, на ходу, сидя) калимбу зажимают ладонями рук, согнутых под прямым углом и плотно прижатых к бокам, или держат на коленях, большими и указательными пальцами обеих рук защипывают и отпускают свободные (верхние) концы язычков, приводя их в состояние вибрации. Калимбы бывают различных размеров; длина корпуса 100—350 мм, длина язычков 30-100 мм, их ширина 3-5 мм. Звукоряд калимбы зависит от количества язычков.

Стальной барабан(англ. steelpan) — ударный инструмент с определённой высотой звука. Используется в афрокарибской музыке таких направлений как калипсо и сока. Изобретен в 1930-е гг., некоторые источники считают стальной барабан единственным неэлектронным музыкальным инструментом, изобретенным в XX веке.

Инструмент появился после принятия в Тринидад и Тобаго закона, запрещающего мембранные барабаны и бамбуковые палки для исполнения музыки. Барабан стали выковывать из стальных бочек (в большом количестве оставшихся на пляжах после окончания второй мировой войны), из листов стали толщиной 0.8 — 1.5 мм. Настройка инструмента заключается в формировании в этом стальном листе областей, по форме напоминающих лепестки, и придания им необходимого звука с помощью молотов. Перенастройка инструмента может потребоваться один-два раза в год.

Обычно в ансамбле играют несколько разновидностей инструмента: мелодию ведёт пинг-понг, гармоническую основу образует tune boom, а bass boom держит ритм. Инструмент даже представлен в вооружённых силах республики Тринидад и Тобаго — с 1995 года существует «стальной оркестр» при оборонительных войсках, который является единственным военным оркестром в мире, использующим стальной барабан.

Бонго́(исп. bongó) — кубинский ударный инструмент: небольшой сдвоенный барабан африканского происхождения, играют на котором обычно сидя, удерживая бонго зажатым между икрами ног. На Кубе бонго впервые появился в провинции Орьенте около 1900-го года. Барабаны, составляющие бонго, имеют разный размер; меньший из них считается «мужским» (мачо — исп. macho, дословно «самец»), а больший — «женским» (эмбра — исп. hembra, «самка»), основным барабаном. Традиционно, более низко настроенный, «женский» барабан находится по правую руку от музыканта-бонгосеро (исп. bongocero). Бонго широко используются как в традиционной кубинской музыке, так и в латиноамериканской музыке вообще.

В 1920-е годы бонго настраивалось более низко, чем сейчас, а играли на нём в технике, близкой к игре на конге, в том числе — изменяя натяжение мембраны во время игры. Первоначально кожа крепилась к корпусу барабана гвоздями, и для его настройки бонгосеро использовали маленькую жаровню, наполненную углями, которую во время игры располагали между ног.

Современный бонго настраивают более высоко, чем раньше, что больше соответствует роли этих барабанов как солирующего инструмента. Сейчас техника игры на бонго основана в первую очередь на ритмическом рисунке «мартильо» (исп. martillo, «молоток»). Партия бонго может также дублироваться другими инструментами перкуссии, например сенсерро, особенно когда громкость и интенсивность ритма ансамбля возрастают.

Таре́лки— ударный музыкальный инструмент с неопределенной высотой звучания. Тарелки известны с древнейших времен, встречаясь в Китае, Индии, позже в Греции и Турции.

Представляют собой диск выпуклой формы, изготовленный из особых сплавов путем литья и последующей ковки. В центре тарелки имеется отверстие, предназначенное для закрепления инструмента на специальной стойке или для прикрепления ремня.

Среди основных приемов игры: удары различными палочками и колотушками по подвешенным тарелкам, удары парных тарелок друг о друга, игра смычком. Звук прекращается от прикладывания музыкантом тарелок к своей груди.

Как правило, удары тарелок приходятся на сильную долю, одновременно с большим барабаном. Их партии пишутся рядом. Звук тарелок в forte резкий, блестящий, дикий, в piano — дребезжащий, но гораздо мягче. В оркестре тарелки прежде всего динамически подчёркивают кульминацию, но нередко их роль сводится к красочной ритмике или специальным изобразительным эффектам.

На жаргоне музыканты иногда называют комплект тарелок «железом».

Трещотка— народный музыкальный инструмент, идиофон, заменяющий хлопки в ладоши.

Трещотки состоят из набора 18 — 20 тонких дощечек (обычно дубовых) длиной 16 — 18 см. Они соединяются между собой плотной верёвкой, продетой в отверстия верхней части дощечек. Для разделения дощечек между ними вверху вставляются небольшие пластинки из дерева шириной приблизительно 2 см.

Существует и другая конструкция трещотки — прямоугольный ящичек с помещённым внутри деревянным зубчатым колесом, прикреплённым к маленькой рукоятке. В одной из стенок этого ящичка делается прорез, в отверстии которого неподвижно укреплена тонкая упругая деревянная или металлическая пластинка.

Трещотка держится за верёвку двумя руками, резкие или плавные движения позволяют издавать различные звуки. При этом руки находятся на уровне груди, головы, а иногда поднимаются чтобы привлечь внимание своим внешним видом.

При археологических раскопках в Новгороде в 1992 году были найдены две дощечки, которые, по предположению В. И. Поветкина, входили в комплект древних новгородских трещоток в XII веке.

Трещотки использовались в свадебном обряде при исполнении величальных песен с приплясыванием. Хоровое исполнение величальной песни сопровождается нередко игрой целого ансамбля, насчитывающего иногда более десяти человек. Во время свадьбы трещотки украшают лентами, цветами, иногда бубенчиками.

Ручные колокольчикиобычно изготавливаются в наборе, настроенными на ноты шкалы. На колокольчиках играют целые хоры (команды) звонарей. От музыкантов требуется исключительные точность, размеренность и проворность пальцев. Звук извлекается быстрыми движениями кисти исполнителя, что заставляет язычок колокольчика биться о корпус колокольчика. Игра на колокольчике очень популярна в Великобритании и США, где хоры из 10 ИЛИ 12 исполнителей играют на больших наборах колокольчиков.

В Англии, в течение 19 века, собирались группы звонарей, у которых в общей сложности насчитывалось до 200 колокольчиков, на которых они исполняли популярные в то время мелодии.

Ударная установка(барабанная установка, драмз от англ. drums) — набор барабанов, тарелок и других ударных инструментов, приспособленный для удобной игры музыканта-барабанщика. Обычно используется в джазе, роке и поп-музыке.

По отдельным инструментам установки играют барабанными палочками, различными щётками и колотушками. Для игры на хай-хэте и бас-барабане используются педали, поэтому барабанщик играет сидя на специальном стуле или табурете.

Разные жанры музыки диктуют стилистически соответствующий состав инструментов в барабанной установке.

1. Тарелки | 2. Напольный том-том | 3. Том-том

4. Бас-барабан | 5. Малый барабан | 6. Хай-хэт

В стандартную ударную установку входят следующие элементы:

Тарелки:

Крэш (crash) — тарелка с мощным, но коротким звуком для акцентов.

Райд (ride) — тарелка со звонким, шипящим звуком.

Хай-хэт (hi-hat) — две тарелки, установленные на одном стержне и управляемые педалью.

Барабаны:

Малый барабан (snare drum, рабочий барабан) — основной инструмент установки.

3 том-тома: высокий том-том (high tom-tom), низкий том-том (middle tom-tom) — оба в просторечии зовутся альтами, напольный том-том (или просто том, floor tom-tom).

Бас-барабан («бочка», bass drum).

Количество инструментов в установке различно у каждого исполнителя и его стиля. Самые минимальные установки используются в рокабилли и диксиленд джазе, а установки исполнителей прогрессивного рока, фьюжн, метала обычно включают широкий набор инструментов: барабанщики используют дополнительные тарелки (объединяются термином эффект-тарелки: сплэш (splash), чайна (china) и др.) и том-томы или малые барабаны, также используются два хай-хэта.

Некоторые производители предлагают другой вариант ударной установки с 1 навесным и 2 напольными том-томами. Среди исполнителей, использующих такой вариант установки — Фил Радд (AC/DC) Чад Смит (Red Hot Chili Peppers), Хена Хабеггер(Gotthard) и Джон Бонэм (Led Zeppelin).

В тяжёлой музыке (метал, хард-рок и т. д.) часто используется два бас-барабана или двойная педаль (т. н. «кардан») — две педали, соединенные карданным валом так, что обе колотушки бьют в один бас-барабан поочерёдно.

Существует также вариант ударной установки, предназначенный для игры стоя (так наз. cocktail drum).