logo search
Шпоры по госам (без 68 вопроса)

Вопрос54 Общие подходы к созданию культурных ландшафтов

Очевидно, мы не должны стремиться превратить все ландшафты в культурные, так таежные ландшафты или ландшафты тропических лесов пусть еще долгое время будут природными фабриками кислорода, местом обитания животных и растений, регуляторами водного режима, наконец, запасами древесины и других ресурсов для будущих поколений.

Поэтому многие ландшафты, особенно условно неизмененные и слабоизмененные должны подлежать уходу, уменьшение загрязнения за счет сокращения техногенных выбросов в атмосферу, противопожарные мероприятия, борьба с вредителями и болезнями, санитарные рубки леса, регулирование (ограничение) хозяйственной деятельности. Такую же заботу надо оказывать полупустынным и пустынным ландшафтам.

Второе направление во взаимоотношениях человека и ландшафта - это консервация некоторых ландшафтов, т.е. организация заповедников, природных и национальных парков прежде всего для сохранения генофонда растений и животных, а также в рекреационных, оздоровительных, культурных, водоохранных, почвозащитных, санитарных целях. Хотя это можно осуществить на относительно небольших территориях, но это имеет очень большое значение, вплоть до воспитательных имей.

Третье направление - это оптимизация средне- и сильноизмененных (нарушенных) ландшафтов с целью превращения их в культурные. При разработке критериев оптимизации культурного ландшафта нужно иметь в виду:

1) объектом оптимизации должна быть конкретная геосистема, а именно, ландшафт, а не такая неопределенная вещь, как природная среда, или еще хуже -окружающая среда; это положение вытекает из целостности геосистемы; незнание или игнорирование объективных связей между компонентами геосистемы при воздействии на ее структуру и функционирование приводит к негативным последствиям; внутреннее разнообразие ландшафта создает возможности для многофункционалного использования территории, повышает ее экологические, рекреационные, эстетические качества, в рамках фации или урочища невозможно создать многофункциональную, внутренне разнообразную и поэтому устойчивую среду для жизни человека;

2) при разработке проектов оптимизации ландшафтов надо учитывать разную степень организации его элементов и разную их устойчивость; известно, что иерархически более низкие элементы менее устойчивы к внешним воздействиям;

3) географическая оболочка континуальна, ее элементы - открытые системы, постоянно обменивающиеся энергией и веществом, поэтому локальные воздействия могут распространяться далеко за пределы источника этого воздействия посредством потоков растворов, циркуляцией воздушных масс и т.п., поэтому же эти воздействия трудно локализовать;

4) локальные воздействия обладают кумулятивным эффектом и устойчивые вначале геосистемы могут потерять эту устойчивость и трансформироваться в новые, поэтому надо уметь оценивать буферностьгеосистемы и не выходить за ее пределы (пример: буферность почвы - способность почвы до определенного предела сохранять активную реакцию при внесении в нее кислот или щелочей).

В связи с изложенным нужны специально организованные фундаментальные исследования геосистем, влияния антропогенных воздействий на их структуру и функционирование, познание и количественное описание механизмов воздействия на устойчивость геосистем. В этом смысле приобретает большое значение моделирование функционирования ландшафта.

Создавая культурные ландшафты, человек повышает их потребительскую стоимость, повышает их продуктивность. Методика оценки суммарной продуктивности ландшафта, на котором расположены земли разного назначения, разработана еще недостаточно.

Обязательно надо оценивать взаимозависимость продуктивностей, искусственное повышение одной из них может привести к снижению другой, как на той же, так и на соседней части ландшафта.

Таким образом, совокупность мероприятий по окультуриванию ландшафтов должна основываться на оптимизации не частных продуктивностей, что обычно и делается, а на доказательстве повышения суммарной продуктивности с учетом межландшафтных связей.

В культурном ландшафте надо обеспечивать максимальную производительность возобновляемых природных ресурсов, и прежде всего биологических. Нужно ориентироваться на использование возобновляемых "чистых" энергетических ресурсов, не загрязняющих природную среду; предотвращать нежелательные процессы как природного так и техногенного характера (эрозия почв, заболачивание, засоление, наводнения, оползни, размывы берегов, сели, обмеление рек, загрязнение воздуха, вод, почвы и т.д.).

Помимо мелиорации человек имеет в своем распоряжении достаточно средств и ограничений своей деятельности, что бы реализовать идею культурных ландшафтов.

В создании культурного ландшафта главная роль отводится научной организации его территории. В проекте организации территории следует предусматривать оптимальный набор угодий различного назначения, рациональное соотношение их площадей, взаимное расположение, форму и размеры, режим использования, необходимые мелиорации, меры охраны.

Эти решения определяются, с одной стороны, социальным заказом, а с другой - строением самого ландшафта и тем наследием, которое оставила предшествующая хозяйственная деятельность. Нужно иметь в виду, что интересы экономики и охраны природы не всегда совпадают, нужно искать компромисс, отдавая предпочтение сохранению природы, так как это является долговременным фактором жизни людей на данной территории. Часто вступают в противоречие и интересы различных отраслей производства: например, при создании водохранилищ повсеместно возникает конфликт между интересами гидроэнергетики, сельского хозяйства, рыболовства. Особенно сложная ситуация складывается в густонаселенных давно освоенных районах с напряженным земельным балансом, где нужны резервные территории для развития населенных пунктов, коммуникаций, оздоровительных и природоохранных зон.

С точки зрения функционирования ландшафта можно высказать еще ряд требований при превращении его в культурный:

культурный ландшафт не должен быть однообразным, кстати, это диктует и его изначальное природное сложное морфологическое строение, которое в общем-то затрудняет использование земель, например, в Нечерноземной зоне России, где распространены холмисто-моренные таежные ландшафты с большим количеством болот и переувлажненных минеральных почв, с чередованием небольших массивов пашни, лугов с лесными массивами, затруднено применение сельскохозяйственной техники, но проводившееся в одно время укрупнение полей, борьба с мелкоконтурностью вряд ли оправданы; лучше технику приспосабливать к ландшафту, чем провоцировать эрозию почвы и другие нежелательные последствия:

2) в культурном ландшафте не должно быть антропогенных пустошей, заброшенных карьеров, отвалов, свалок, тужащих источниками загрязнения, все они должны быть рекультивированы;

3) при организации территории надо стремиться к увеличению площади под растительным покровом, включая посевы сельскохозяйственных культу, среди которых обязательно должны быть травы, рекультивируемые площади желательно занимать древесными насахдениями, устраивать природоохранные зоны в виде древесно-кустарниховых полос;

4) на части культурного ландшафта желательно экстенсивное приприспособительное использование земель, так как естественные ценозы довольно эффективно используют солнечную энергию и при определенных условиях экономически не менее выгодны, чем посевы культурных растений, при разумном уходе за лесами, естественными путами, пастбищами и даже болотами (особенно верховыми) с них можно получать много полезных вещей для человека и это будет способствовать охране природы;

5) культурный ландшафт должен иметь охраняемые территории, на которых в разной степени консервируются элементы ландшафта, зто могут быть заповедники, как самые строго охраняемые земли, где разрешены только научные исследования без всякой хозяйственной деятельности и без массового посещения людьми, природные резерваты, заказники разного назначения (в том числе и охотничьи): подлежат выявлению и сохранению отдельные редкие или интересные природные объекты: водопады, формы рельефа, геологические обнажения, уцелевшие остатки коренных растительных сообществ и т.п.: хорошо сочетаются природоохранные, рекреационные, культурно-воспитательные и экономические функции ландшафта в национальных и природных парках;

6) при организации территории ландшафта надо учитывать горизонтальные связи меж/ту его составляющими, направление потоков веществ и их интенсивность, это очень важно при размещении промышленных предприятий, жилых кварталов, зеленых зон, водоемов, участков пашни при расчлененном рельефе;

7) на территории культурного ландшафта должен быть выполнен комплекс работ по улучшению, восстановлению и облагораживанию гидрографической сети: восстановление малых рек, создание водоемов, регулирование поверхностного и подземного стока, улучшение качества поверхностных и подземных вод;

8) создание культурного ландшафта должно завершаться его внешним благоустройством, это должно достигаться уже при рекультивации земель, при рациональном размещении угодий, при создании природоохранных зон, помимо этого очень важно удачное вписывание в ландшафт различных сооружений (это предмет ландшафтной архитектуры);

Перечисленные мероприятия по рациональному размещению угодий, правильному их использованию и охраны надо сочетать с мерами по повышению их потенциала путем различных мелиораций, т.е. активным регулированием процессов функционирования ландшафта.

Основные этапы развития сферы ландшафтных услуг.

Проектирование.

ВОПРОС 55. Составляющие качества сервиса. Уровень сервиса: ассортимент услуг, наличие удобств (стиль, качество, уровень удовлетворения потребностей и т.п.). Понятия «качество обслуживания» и «качество услуги». Сертификационное сопровождение услуг.

Качество обслуживания клиентов - один из наиболее значимых факторов успеха каждого предприятия сферы услуг. Высокий уровень сервиса приводит к увеличению количества лояльных клиентов,.формирует благоприятный имидж предприятия, что, в свою очередь, приводит к росту его финансовых показателей. Составляющие качества сервиса: Доступность: услугу легко получить в удобном месте, в удобное время, без излишнего ожидания ее предоставления.

*1* Надежность: услуги предоставляются аккуратно и на стабильном уровне.

Уровень сервиса включает много показателей, основные из которых оперативное и качественное предоставления услуг, ассортимент услуг, создание комфортных условий. Также выделяют такие показатели как надежность, функциональность, доступность. Взаимосвязь всех перечисленных показателей является одним из главных условий высокого уровня сервиса, т.е. широкий ассортимент услуг не должен сказываться на их надежности и доступности или создание комфортных условий не означает просто видимость, но и функциональную значимость их.

Комплексное управление качеством услуг представляет собой одну из управленческих стратегий, интегрирует ориентацию на качество во всеобщую структуру и систему работы компании, используя методологию управления качеством. Качество услуг - совокупность характеристик услуги, определяющих ее способность удовлетворять установленные или предполагаемые потребности потребителя.

Качество обслуживания - совокупность характеристик процесса и условий обслуживания, обеспечивающих удовлетворение установленных или предполагаемых потребностей потребителя.

Сертификационное сопровождение услуг. Цели, принципы и правила сертификации услуг, включая оплату работ по проведению сертификации, правила ведения реестра, требования к инспекционному контролю, рассмотрению апелляции и подготовке экспертов по сертификации, определены в основополагающих документах Системы сертификации ГОСТ Р.

Организацию и проведение работ по обязательной сертификации осуществляет Комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России). По отдельным видам услуг организацию и проведение работ по обязательной сертификации осуществляют другие государственные органы управления Российской Федерации, если это предусмотрено законодательными актами Российской Федерации.

При сертификации услуг в Системе сертификации ГОСТ Р должны проверяться характеристики (показатели) услуг и использоваться методы испытаний (проверок), позволяющие:

- провести идентификацию услуги, в том числе проверить ее принадлежность к классификационной группировке, соответствие техническим документам (модели-образцу, техническому описанию, путевке и т.д.) и функциональному назначению;

- подтвердить соответствие сертифицируемых услуг обязательным требованиям, установленным в документах.