logo search
Безопасность жизнедеятельности

Пожарные машины и оборудование. Пожарная сигнализация и связь.

Пожарные машины основного назначения. Сюда относятся: пожарные автоцистерны и автонасосы для тушения пожаров водой; автомобили со специальными средствами тушения — воздушно-пенного, газоводяного, порошкового; автонасосные станции и автомобили аэродромной службы; рукавные автомобили, автомобили связи и освещения; газодымозащитные, пожарные лестницы; коленчатые автоподъемники; штабные автомобили.

Пожарные автомобили для тушения пожаров водой — это автоцистерны и автонасосы. Пожарными автоцистернами называются пожарные автомобили, оборудованные цистернами для жидкости и пожарным насосом. Они предназначены для доставки к месту пожара личного состава, пожарных устройств и пожарного оборудования, запаса огнетушащих средств (воды, пенообразователя или раствора смачивателя) и подачи пожарных стволов (водных или пенных) как без установки, так и с установкой на водоисточник.

Пожарными автонасосами называют автомобили, оборудованные пожарными насосами. Пожарные автонасосы и насосно-рукавные автомобили предназначены для доставки к месту пожара личного состава, пожарных устройств, оборудования и подачи воды к месту тушения пожара. Пожарные автонасосы используют, как правило, в комплексе с пожарными автоцистернами, они могут быть использованы и самостоятельно при тушении пожаров, в районах с широко развитой сетью водоснабжения, особенно в городах и на промышленных предприятиях. Виды пожарных автомобилей со специальными средствами тушения перечислены и описаны ниже. Пожарные автомобили воздушно-пенного тушения предназначены для оснащения пожарных подразделений и служат для доставки к месту пожара боевого расчета, пенообразователя, аппаратуры пенного тушения и противопожарного оборудования для тушения пожаров нефтепродуктов пеной.

Пожарные автомобили газоводного тушения АГВТ-100 служат для получения и подачи в очаг огнегасительной струи, представляющей собой смесь отработавших газов турбореактивного двигателя и распыленной до мелкодисперсного состояния воды. Огнетушащая газоводная струя применяется для тушения горящих фонтанов, а также для тушения отдельных очагов нефти.

При использовании газоводной струи запрещается находиться в пределах действия огнетушащих струй. Не разрешается перемещение АГВТ-100 с работающими двигателями, а также их работа при изменении направления ветра в сторону боевой позиции.

Пожарные автомобили порошкового тушения предназначены для ликвидации горения щелочных металлов, горючих и легковоспламеняющихся жидкостей, а также сжиженных газов огнетушащими порошками ПСБ и ПС-1.

Пожарные автомобили комбинированного тушения используют для тушения пожара комбинированным способом (подачей на очаг пожара через лафетный или ручной сдвоенные стволы порошка, пены или порошка и пены одновременно). Применяют их на объектах машиностроительных предприятий, химической и нефтехимической промышленности.

Пожарные автонасосные станции ПНС-110 предназначены для подачи воды из водоисточников на большие расстояния по магистральным рукавным линиям диаметром 150 мм для питания водой пожарных автонасосов, автоцистерн и передвижных лафетных стволов 60 л/с (0,06 м3/с) и более, а также воздушно-пенных стволов.

Пожарные суда применяют для оказания экстренной помощи плавсредствам и береговым объектам при пожаре, доставке боевого расчета, пожарного оборудования, огнетушащих средств, а также для подачи воды к месту пожара.

Пожарные поезда предназначены для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения, запаса воды и пенообразующих веществ. Их применяют при тушении пожаров на объектах железнодорожного транспорта и других объектах народного хозяйства.

Пожарные мотопомпы М-600А, МП-600Б, МП-13, МП-1600 предназначены для подачи воды при тушении пожара в сельской местности, а также на небольших промышленных объектах, где применять автоцистерны и насосно-рукавные автомобили невозможно или экономически нецелесообразно. Эти мотопомпы используют также для тушения лесных пожаров, лесных складов, для заправки водяных баков, пожарных вертолетов.

Самолеты и вертолеты МИ-2 и МИ-4 гражданской авиации России используют для перевозки служебных пассажиров и специальных грузов для тушения пожара (одежду, снаряжение, неприкосновенный запас продуктов) в зависимости от климатических условий, огнетушащих средств и материалов.

Пожарная связь и сигнализация

Пожарная связь и сигнализация осуществляются техническими средствами связи: телефоном, радио, электрической пожарной сигнализацией различных видов, простейшими средствами связи (гудками паровозов и пароходов, колокольным звоном, ударами о куски рельсов или другие звучные металлические предметы или части).

Для извещения о пожаре наибольшее распространение получили технические средства связи и пожарной сигнализации – телефон, электрическая пожарная сигнализация и радио.

Промышленные предприятия, хозяйства и другие объекты с повышенной пожарной опасностью, как правило, оборудуют прямой телефонной связью. Для этой цели прокладывают прямой провод от объекта до пожарной команды, минуя телефонную станцию, и устанавливают два индукторных телефонных аппарата.

Для передачи сообщения о пожаре с городского или другого телефона на центральный пункт пожарной связи (ЦППС) от городской телефонной станции (ГТС) прокладывают специальные односторонние телефонные линии. Телефонные аппараты, как правило, снабжены специальными указателями с четкой надписью номера телефона пожарной части. При наличии телефонной станции (АТС) связь осуществляется набором определенного номера, а при ручной телефонной станции путем устного требования: «Пожарную команду!»

Наиболее надежным и быстродействующим средством связи для вызова пожарной команды является электрическая пожарная сигнализация, состоящая из следующих основных частей: извещателей, установленных в производственных зданиях или на территории промышленного предприятия, хозяйства или склада, предназначенных для подачи сигналов о пожаре; приемной станции с приемными аппаратами, обеспечивающими прием сигналов о пожаре и фиксирующими эти сигналы; линейных сетей, соединяющих извещатели с приемными станциями. На приемной станции имеются оптические и акустические сигналы тревоги.

По способу приведения в действие пожарные извещатели подразделяют на ручные (кнопочные) и автоматические.

Извещатели ручного действия (неавтоматические). В зависимости от способа соединения с приемными станциями они делятся на лучевые и шлейфные. Лучевыми называются системы, где каждый извещатель соединен с приемной станцией парой самостоятельных проводов, образующих отдельный луч. Каждый луч включает не менее трех извещателей. При нажатии кнопки каждого из этих извещателей приемная станция получает сигнал, указывающий номер луча, т.е. место пожара.

Электрическая пожарная сигнализация шлейфной системы отличается от лучевой тем, что извещатели включены последовательно в один общий провод (шлейф), уложенный в земле или укрепленный на столбах. Начало и конец провода соединены с приемной станцией. В один шлейф включается до 50 извещателей. Действие этой системы основано на принципе передачи извещателем определенного числа импульсов (кода извещателя). Шлейфную систему сигнализации применяют, как правило, на крупных промышленных предприятиях, складах, хозяйствах и других объектах.