logo search
СЭУ-последний Кирис Учебное пособие

6.10.2. Особенности работы валопровода

Валопровод изгибается вместе с судном и испытывает при вращении большие знакопеременные нагрузки. Для обеспечения надежной работы вало­провода к его конструкции, прочности и качеству монтажа предъявляются осо­бенно высокие требования.

Валопровод во время движения судна подвержен действию следующих сил и моментов, вызывающих сложные деформации и напряжения в попереч­ных сечениях валов и в соединительных элементах:

– крутящего момента, передаваемого двигателем движителю;

– упора, развиваемого гребным винтом;

– собственного веса валопровода, веса деталей, насаженных на вал, веса гребного винта, погруженного в воду;

– сил инерции, создаваемых неуравновешенностью гребного винта;

– инерционных сил массы валопровода, возникающих при качке судна;

– сил, вызываемых деформацией корпуса судна;

– сил, возникающих из-за несоблюдения монтажных норм.

Кроме того, валопровод может подвергаться воздействию сил, возникаю­щих, например, при ударе лопастей гребного винта о льдины или другие твердые тела.

Расчет диаметров валов, исходя из условий достижения необходимой прочности, выполняется в соответствии с действующими «Правилами классифи­кации и постройки морских судов» Российского морского регистра судоходства.

Наряду с определением диаметров валов по Правилам Регистра произво­дят проверочные расчеты, необходимость каждого из которых устанавливается в зависимости от типа главного двигателя, типа передачи и конструктивных ха­рактеристик валопровода и гребного винта.

К числу таких проверочных расчетов относятся:

– расчет на крутильные колебания;

– расчет на поперечные изгибные колебания;

– расчет на продольные колебания.