logo search
приборы + электрообор / 1

3.6 Физиологические механизмы и особенности пространственной ориентировки

Полеты на современной авиационной технике сопровождаются сложными маневрами ВС в пространстве, особенную сложность представляет полет в облаках, ночью (как в ПМУ так и в СМУ), при ограниченной видимости днем и ночью. И, как следствие этого, специфическим влиянием на летный состав (прежде всего пилотов) механических сил (угловых, линейных ускорений и ускорений Кариолиса), которые воспринимаются рядом органов и систем организма.

В то же время у человека имеется специфический анализатор - вестибулярный аппарат (ВА), который является органом акцелеративной чувствительности, адекватно реагирующеим на перемещение тела в пространстве.

Краткие сведения о вестибулярном анализаторе

Вестибулярный анализатор. Периферический отдел вестибулярного анализатора (аппарата) расположен в мешочках преддверия и полукружных каналах внутреннего уха. На внутренней поверхности мешочков преддверия имеются скопления особых нервных клеток. Один конец каждой из этих клеток сужен и заканчивается коротким волоском, обращенным в полость мешочка. На окончаниях волосков находятся мелкие известковые кристаллики - отолиты. Нервные клетки, волоски и отолиты образуют отолитовый аппарат

Схема отолитового аппарата

При изменении положения головы или всего тела, при вибрации, ускорении или замедлении прямолинейного движения отолиты перемещаются и натягивают волоски находящихся под ними чувствительных клеток Это вызывает образование потока нервных импульсов, идущих к продолговатому мозгу, - а от него - к мозжечку и коре больших полушарий головного мозга.

Под влиянием этих импульсов возникают рефлексы, изменяющие напряжение скелетных мышц и способствующие сохранению нормального положения тела в пространстве

Полость каналов заполнена жидкостью, которая перемещается при ускорении или замедлении вращательного движения. Перемещаясь, жидкость создает раздражение, которое воспринимается нервными клетками на стенках расширенных концов каналов. В этих клетках возникают нервные импульсы, идущие в головной мозг. В головном мозге они вызывают ряд рефлексов, помогающих формировать так называемое пространственное чувство, т е. помогающих определять и сохранять соответствующее положение тела в пространстве.

Нарушение функции вестибулярного аппарата (мешочков преддверия и полукружных каналов) может вы звать ощущение головокружения и тошноты, ложное представление о положении в пространстве.

Нормальная работа вестибулярного анализатора особенно необходима для лиц летных профессий, так как их деятельность связана с частыми изменениями положения тела в пространстве.

Основные механизмы нарушений пространственной ориентировки, иллюзии пространственного положения.

Пилот, выполняя полет, становится способным воспринимать пространст­венное положение в результате деятельности многих анализаторов. Ведущую роль среди них занимает зрительный анализатор (зрение). Кроме него в определении положения тела в пространстве принмают участие вестибулярный, двигательный, тактильный анализаторы. Известное значение для ориентировки имеет и положение внутренних органов, которые могут смещаться при эволюциях самолета, вызывая раздражение интерцепторов и поток импульсов, идущих в центральную нервную систему.

В обычных условиях на земле человек способен довольно легко определять свое положение в пространстве.

Однако в полете психофизиологический процесс определения пространственного положения самолета гораздо сложнее. Здесь уже недостаточно только вестибулярных разражений и мышечного чувства. В ряде случаев они сами могут быть источником ложных пространственных ощущений. Поэтому в полете (особенно в СМУ, ночью, в условиях ограниченной видимости и т.д.) летчик должен руководствоваться только показаниями приборов, не полагаясь на свои ощущения и нередко действуя даже вопреки им.

При полете в СМУ необходимо учитывать неблагоприятное влияние на зрительную функцию человека резких изменений освещенности (пробивание облаков вверх и вниз, выход из под облаков в условиях ограниченной видимости и т.д.) В связи с этим повышается напряженность в полете, неприятные ощущения, появляются ложные представления (иллюзии), мешающих выполнению полета, а в других случаях - быть причиной АП.

Иллюзиями называются неправильные, ложные образы действительности. Возникновение иллюзий не предполагает воздействие на пилота каких-либо исключительных факторов (неуправляемое движение самолета, сильная болтанка, внезапное попадание в облака и т.д.). Они могут возникать, и довольно часто возникают, у любого нормального и здорового человека, находящегося в спокойной обстановке, так как в их основе лежат строго определенные, одинаковые для всех людей физиологические механизмы.