logo search
приборы + электрообор / 1

3.13 Неблагоприятное влияние лекарственных препаратов, наркоти­ков, алкоголя и курения на летную деятельность

«Ни одно лицо не пилотирует воздушное судно и не выполняет обязанности члена экипажа, находясь под воздействием спиртных напитков, наркотиков или лекарственных средств, ограничивающих способность выполнения этими

лицами своих обязанностей».

Требования ИКАО ДОС 8984

Известно, что совершенно безвредных лекарств не существует. Взять, к при меру, анальгин, аспирин, фенацетин, амидопирин. Они до последнего времени были почти в каждом доме, но мало кто знает, что злоупотребление ими приводит к снижению числа лейкоцитов, нарушению функции почек, возникновению ангин, гастритов и даже желудочных кровотечений. Но, если бездумное отношение к этим лекарствам может принести вред только самому больному, то для членов летного экипажа ВС, а тем более КВС или второго пилота, вполне возможно, что может оказать неблагоприятное воздействие некоторых из них и чревато опасностью летного происшествия, в результате которого жертвами могут стать ни в чем не повинные люди.

Обычный опрос показывает, что большинство летного состава не знает о негативной стороне действия лекарственных препаратов.

К сожалению, в информационных материалах о применении лекарств отсутствуют не только прямые указания о запрещении их приема за рулем, но и сведения о побочном действии, снижающем безопасность работоспособности человека.

Среди лекарств, которые могут вызвать нежелательные последствия для летного состава, прежде всего, следует назвать те, которые воздействуют на центральную нервную систему: - наркотические, снотворные, психотропные.

Они вызывают изменение эмоционального состояния, настроения человека, отрицательно влияют на такие важные для пилотов качества, как скорость реакции, способность критически оценивать ситуацию, умение адаптироваться к окружающим условиям, реагировать на их изменение.

Рассмотрим некоторые виды лекарств, которые обладают таким воздействием на организм человека.

Психоэмоциональные перегрузки, утомленное состояние частые стрессовые ситуации, влияние часто изменяющегося давления, вибрация, шум, смена часовых поясов, длительность полета и повышенные рабочие нагрузки и другие отрицательные воздействия летной работы побуждают многих пилотов прибегать к снотворным.

Широкое распространение получили такие из них, как оарбиталы — веронал, люминал и производные бензодиазепина, а частности нитразепам (радедорм, эуноктин). Они действительно помогают заснуть, вызывают глубокий сон, оказывают общее успокаивающее действие. Вместе с тем, при длительном применении могут представлять определенную опасность для летного состава и даже в небольших дозах вызвать нарушение реакции на внешние раздражители. Кроме того, они обладают побочным действием, включая также возможные аллергические реакции.

Употребление нитразепама и других снотворных нередко сопровождается вялостью, сонливостью, мышечным расслаблением, головной болью, головокружением, тошнотой, нарушением координации движений и быстроты реакции. Надо помнить, что продолжительность действия этих лекарств достигает 10— 14 часов с момента приема.

Любопытна и такая деталь: особенности их поведения может вполне восприниматься как проявление алкогольного опьянения.

На психические функции, эмоциональное состояние и поведение человека оказывают заметное влияние и психотропные средства. К ним относятся нейролептики, транквилизаторы, седативные средства, антидепрессанты...

К примеру, транквилизаторы оказывают успокаивающее действие на центральную нервную систему. Они способствуют устранению невротических расстройств, уменьшают эмоциональную напряженность, тревогу и страх, поэтому широко используются для амбулаторного лечения. Наиболее популярные транквилизаторы — хлозепид (элениум), сибазон (седуксен, диазепам), фенозепам, нозепам, мезапам (рудотель), мепротан (мепробомат).

Их прием может также сопровождаться опасными для летного состава побочными эффектами: тошнотой, головокружением, сонливостью, нарушениями координации движения. Под воздействием этих лекарств риск возникновения аварийной ситуации в полете повышается в пять раз!

В последнее время резко возросло употребление анорексигенных средств для борьбы с тучностью. Побочное действие их иногда проявляется в повышенной раздражительности, беспокойстве, бессоннице, ознобе, повышении артериального давления и нарушении сердечной деятельности.

Все эти серьезные последствия исключают возможность применения таких препаратов для летного состава.

Необходимо хорошо знать еще и про эффект потенцирования - усиления действия различных лекарств в результате их одновременного приема. Это явление широко используется во врачебной практике, однако для летного состава такой эффект может стать источником многих неприятностей.

Любое лекарственное средство может вызвать нежелательные последствия даже в тех случаях, когда его будут применять в соответствии со стандартными или рекомендованными методами введения.

В случае заведомо неправильного применения эффективность препарата снижается или возникает опасность развития неблагоприятных реакций. Одновременное введение нескольких лекарственных средств может вызвать неблагоприятные взаимодействия между ними и, следовательно, различные осложнения.

Летный состав должен хорошо понимать, что любое заболевание можно вылечить только в стационаре и только после обязательной консультации с врачом авиакомпании. Самолечение, применение лекарств по совету товарища - заведомо неправильный путь, в результате которого может здоровье только ухудшиться или еще, более серьезное, закончиться летным происшествием.

Очевидно, что заболевание пилота может поставить под угрозу безопасность полета. Авиакатастрофы происходят в результате утраты пилотом трудоспособности, вызываемой заболеванием и/или употреблением лекарственных препаратов.

Заболевания, угрожающие безопасности полета, в других областях человеческой деятельности могут оказаться легкими недомоганиями: обычная простуда, незначительный гастроэнтерит, головная боль, слабое головокружение, а также средний отит, не препятствуя работе в учреждении, но могут представлять значительную опасность для пилота, выполняющего полет в плохую погоду или в условиях интенсивного воздушного движения.

«Легкое» недомогание, возникшее у служащего, может оказаться "серьезным" фактором для пилота при выполнении им своих служебных обязанностей.

Соответственно, необходимо учитывать не только влияние болезни на летные качества, но и потенциальное действие лекарств, применяемых для лечения конкретного заболевания.

Необходимо отметить, что в некоторых случаях лекарства применяют не только для лечения, но и в целях профилактики, например, противомалярийные препараты, противогепатитные вакцины, противодиарейные средства, антибиотики и др. Возможное воздействие профилактических препаратов на безопасность полетов следует, прежде всего учитывать в тропических зонах.

Алкоголь

В приводимой ниже таблице представлены данные о среднем содержании алкоголя в крови у лиц различной массы тела после употребления "среднего" количества алкоголя. .