logo search
часть 5

1. Оптовые посредники: классификация и функции

Федеральным законом № 61-фз от 12.04.2010 «Об обращении лекарственных средств» определено понятие «предприятие оптовой торговли лекарственными средствами» как организация, осуществляющая оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона. Также данным законом установлен порядок взаимодейст­вия оптового предприятия с другими субъектами фармацевтического рынка, согласно которому организации оптовой торговли лекарственными средствами могут осуществлять продажу лекарственных средств или передавать их в установленном законодательством Российской Федерации порядке:

1) другим организациям оптовой торговли лекарственными средствами;

2) производителям лекарственных средств для целей производства лекарственных средств;

3) аптечным организациям и ветеринарным аптечным организациям;

4) научно-исследовательским организациям для научно-исследовательской работы;

5) индивидуальным предпринимателям, имеющим лицензию на фармацевтическую деятельность или лицензию на медицинскую деятельность;

6) медицинским организациям, ветеринарным организациям;

7) организациям, осуществляющим разведение, выращивание и содержание животных.

Наличие оптового посредника в системе продвижения то­варов аптечного ассортимента от производителя до конечного или институционального потребителя объ­ясняется несколькими причинами:

  1. происходит значительное сокращение прямых контактов производителя и институционального потребителя (роз­ничного звена), на организацию которых потребовались бы значительные временные, трудовые и финансовые ресурсы (схема 1);

  2. нивелируется несоответствие в масштабах производства партий товара и небольшим объемом заказа розничного звена;

  3. появляется возможность поддержания широкого и пол­ного ассортимента при контакте с небольшим числом поставщиков.

Схема 1. Сравнительная характеристика числа контактов 4 произ­водителей и 4 субъектов розничного звена

Таким образом, главной целью деятельности предприятия оптовой торговли является достижение экономических и маркетинговых результатов за счет оптимизации логистиче­ского взаимодействия между субъектами фармацевтического рынка.

Функции, выполняемые этими предприятиями, в зависи­мости от субъекта, для которого они выгодны, условно можно представить действиями «прямого» и «обратного» хода. Если эти функции выполняются по отношению к участникам кана­ла сбыта, находящимся до данного оптового предприятия в логистической цепи «производитель — конечный потреби­тель», то это действия «обратного» хода, в противном слу­чае — «прямого». Действиями только «обратного» хода явля­ются функции по закупке товаров в объемах, выгодных для производителя, принятие риска (в связи с возможным хище­нием, порчей, истечением срока годности и др.) на себя, та­моженные услуги, ответственное хранение товара. Остальные функции (за исключением поставки товаров в количествах и сроки, соответствующие потребностям покупателя и для ока­зания услуг по управлению) характерны как для «обратного», так и для «прямого» хода: хранение запасов товара на собст­венных и арендуемых складах; транспортировка и экспедиро­вание товара; кредитование (отсрочка платежа); формирова­ние товарного ассортимента; осуществление мер по стимули­рованию сбыта; информационные и консультационные услуги.

Так как предприятия оптовой торговли на фармацевтиче­ском рынке РФ представлены юридически самостоятельными лицами, то, согласно международной терминологии, они мо­гут выступать в качестве:

Для характеристики предприятия оптовой торговли может быть использовано семейство классификаций на основе различных признаков (табл. 1)

Таблица 1. Классификация фармацевтических предприятий опто­вой торговли.

Классификацион-ный признак

Тип предприятия оптовой торговли

Краткая характеристика

Объем осуществляемых функций

С полным циклом обслуживания

Осуществляют все функции, характерные для оптовых посредников

С ограниченным циклом обслуживания

Предоставляют ограниченный перечень услуг (например, услуги по таможен­ной очистке грузов, ответственному хранению и т.п.)

Степень интеграции функции

Независимая структура

Отсутствует интеграция с производст­вом и розничным звеном

Интегрирован-ная структура

Оптовое звено имеет вертикально ин­тегрированные связи с одним из уча­стников рынка (производитель, роз­ничное звено) или с обоими

Структуры, имеющие собственную аптечную сеть и/или произ-водство

Географические масштабы деятельности

Национальные

Имеют высокоразвитую сеть филиа­лов, представительств, дочерних пред­приятий не менее чем в 1/3 субъектов РФ

Межрегиона-льные

Охватывают несколько экономических регионов России, расположенных, как правило, близко друг к другу

Региональные

Специализирующиеся на рынке одного региона

Ориентация на покупателя

Ориентированные на розничное звено фармацевтическо- го рынка

Специализирующиеся преимущественно на продажах лечебно-профилактическим учреждениям

Не имеющие предпочтений в отношении отдельных групп покупателей

Форма собственности

Государственные

Муниципальные

Частные

Специализация на определенном ассортименте

Предприятия со смешанным ассортиментом

Осуществляют поставки товаров раз­ных ассортиментных групп и под­групп

Узкоспециализированные оптовики

Являются, как правило, эксклюзивны­ми дистрибьюторами отдельных ассор­тиментных групп или позиций

Оптовый сектор фармацевтического рынка РФ в последнее 10-летие демонстрировал особо бурное экстенсивное развитие.

По данным Росздравнадзора, количество хозяйствующих субъектов, имеющих лицензию на оптовую торговлю лекарственными средствами, в течение нескольких лет менялось незначительно. Так, в 2004 г. их было более 2,1 тыс., в 2005 г. - 2 тыс., в 2009 г. - 2,2 тыс., а в 2010 г. - 2 тыс. Однако по оценкам экспертов, в настоящее время на фармацевтическом рынке наблюдается процесс сокращения действующих организаций оптовой торговли. В настоящее время сокращение количества оптовых организаций также связано с происходившими значительными изменениями в законодательстве в области обращения лекарственных средств. Так, усиление государственного регулирования цен на жизненно-необходимые и важнейшие лекарственные средства (ЖНВЛС) и ограничение предельного размера оптовой надбавки стимулирует оптовые организации работать напрямую с производителями, что приводит к сокращению товаропроводящих цепочек за счет сокращения объемов вторичной дистрибьюции. Данные тенденции на российском рынке дают многим аналитикам основания прогнозировать заметное сокращение количества оптовых компаний в ближайшие 2-3 года. Например, по прогнозу ЦМИ «Фармэксперт», количество дистрибьюторских компаний к 2012 году уменьшится до 600-700. Сокращение числа оптовых компаний в большей степени происходит за счет мелких дистрибьюторских предприятий. Сокращение организаций оптовой торговли лекарственными средствами происходит также за счет продолжающейся консолидации (слияний и погло-щений на рынке), которой во многом способствовала кризисная ситуация. В последние годы на европейских фармацевтических рынках нарастает про-цесс консолидации ведущих дистрибьюторских компаний, объединения капиталов и интересов, как в производственной сфере, так и в дистрибуции, в розничной торговле создаются крупные аптечные сети.

Кроме горизонтальной интеграции компаний процесс снижения прибыльности на оптовом рынке лекарственных средств является стимулом выхода дистрибьюторов за рамки собственно оптового бизнеса, стимулирует вертикальную интеграцию. Ряд крупных компаний (прежде всего национальных дистрибьюторов) проявляют интересы в различных смежных секторах рынка. Одни развивают розничное направление деятельности, формируя собственную аптечную сеть, другие развивают производственное направление, третьи совмещают оба эти пути развития, а так же реализовывают проекты в логистике.

Еще одна тенденция в мире — вхождение дистрибьюторов в розничную торговлю. Все больше фармдистрибьюторов имеют собственные аптечные сети, выкупая уже существующие или создавая новые. Как и в других странах, крупные дистрибьюторские компании в России покупают розничные сети с тем, чтобы диверсифицировать риски и снизить издержки.

В Российской Федерации все дистрибьюторы условно делятся на «национальных», действующих на всей территории страны, «межрегиональных», действующих на территориях нескольких регионов, и «региональных», действующих в пределах одного региона. К категории «национальных» относят ЗАО Фирма «ЦВ «ПРОТЕК», ЗАО «СИА ИНТЕРНЕЙШНЛ ЛТД», ЗАО НПК «Катрен», ЗАО «РОСТА», ООО «Альянс Хелскеа Рус» (ЗАО «Аптека-Холдинг») и ООО «Биотэк». Наиболее крупными «межрегиональными» дистрибьюторами являются ЗАО «Р-Фарм», ООО «ФК ПУЛЬС», ООО «МФФ «Аконит», ООО «Морон», ЗАО «Фирма ЕВРОСЕРВИС», ЗАО «Шрея Корпорэйшнл» и ЗАО «Компания Фармстор».