logo search
Тема 8_Шасси

Устройство, элементы управления и контроля работы системы уборки и выпуска шасси

В систему входят:

-Электрогидравлический кран ГА-142/1, предназначенный для дистанционного управления подачей жидкости в линию уборки или выпуска шасси. Кран непрямого действия (с сервоуправлением) с электродистанционным и ручным управлением. Основное управление краном осуществляется из кабины экипажа трехпозиционным переключателем. Кроме того, кнопка электромагнита на выпуск шасси может быть нажата механически с помощью рукоятки в грузовой кабине (шп. № 21), что и используется при нарушении электропроводки от переключателя к крану или при отказе электромагнита крана. Установлен в грузовой кабине на потолке между шп. № 21…22;

-Гидроцилиндры уборки-выпуска опор шасси, предназначенные для уборки и выпуска амортстоек и управления механизмами створок. Гидроцилиндры одностороннего действия с демпфирующими устройствами. Демпфирующие устройства гидроцилиндра основной опоры шасси замедляют движение амортстойки в конце выпуска, а передней опоры – в начале уборки и конце выпуска;

-Гидроцилиндры замков убранного и выпущенного положения шасси, предназначенные для открытия замков от основной гидросистемы, одностороннего действия. Штоки гидроцилиндров в исходное положение устанавливаются пружинами. Гидроцилиндры замков выпущенного положения опор шасси имеют один штуцер, убранного положения – два штуцера, так как подвод жидкости в гидроцилиндры уборки-выпуска осуществляется после срабатывания гидроцилиндра замков убранного положения.

-Кран слива, предназначенный для слива жидкости из полостей гидроцилиндров при выпуске шасси аварийным способом (для устранения противодавления в линии уборки). Установлен на центральном пульте снизу. При исправной системе должен быть закрыт и законтрен, в противном случае уборка шасси будет не возможна, так как магистраль уборки через открытый кран будет сообщаться со сливом;

-Три обратных клапана, предназначенные для обеспечения первоначального открытия замков убранного положения при выпуске шасси и слива жидкости из гидроцилиндров при уборке шасси. Установлены в отсеках шасси (по одному в каждом отсеке);

-Дроссель, предназначенный для обеспечения синхронности движения основных опор шасси. Установлен в отсеке правой опоры шасси в линии уборки, так как она короче, чем левая;

-Концевые выключатели, обеспечивающие работу электросхемы сигнализации положения опор шасси, а также блокировку уборки шасси на земле. Концевые выключатели сигнализации положения опор шасси установлены на соответствующих замках убранного и выпущенного положения, а концевые выключатели блокировки уборки шасси - на кронштейне пакета рычагов управления двигателями (на доработанных самолетах) и двухзвеннике правой опоры шасси.

Элементы управления и контроля работы системы

1. Трехпозиционный сдвоенный переключатель “Шасси”. В положении “Уборка” питание от АЗР подается на электрогидравлический кран ГА-140 для ускоренной уборки шасси, а через концевой выключатель блокировки уборки шасси на земле на электрогидравлический кран уборки и выпуска шасси ГА-142/1. В положении “Выпуск” питание подается на электрогидравлический кран ГА-142/1. Установлен на центральном пульте, имеет фиксатор нейтрального положения, выполненный в виде поворотной блокировочной шайбы.

2. Выключатель “Откл. блокировки шасси”, предназначен для подачи питания от переключателя “Шасси” на электрогидравлический кран ГА-142/1, минуя цепь концевого

выключателя блокировки уборки шасси на земле. Установлен на панели выключателей под СППД под красным колпачком и законтрен.

3. Кнопка “Выкл. сир. и прер. выс. сигн.” предназначена для отключения сирены при срабатывании системы предупреждения о не выпущенном положении опор шасси при заходе на посадку. Установлена на вертикальной панели правого пульта.

4. Ручка (маховик) крана слива жидкости из линии уборки при аварийном выпуске шасси. Установлена на центральном пульте и законтрена.

5. Рукоятка “Кран шасси”, предназначенная для механического управления сервозолотником крана ГА-142/1. Установлена на потолке грузовой кабины под панелью между шп. № 21…22.

6. Рукоятка “Авар. выпуск шасси”, предназначенная для механического открытия замков убранного положения основных опор шасси путем воздействия рукоятки на защелку замков через тросовую проводку. Установлена на потолке грузовой кабины под панелью в районе шп. № 17.

7. Ручка “Ав. вып. перед. ноги”, предназначенная для механического открытия замка убранного положения передней опоры шасси путем воздействия ручки на защелку замка через шток гидроцилиндра замка. Установлена в кабине экипажа на вертикальной стенке центрального пульта с правой стороны.

8. Пилотажно-посадочный сигнализатор ППС-2МВК, предназначенный для сигнализации положения опор шасси и предупреждения экипажа о не выпуске шасси при заходе на посадку. На нем установлены:

-три красные сигнальные лампы убранного положения шасси;

-три зеленые сигнальные лампы выпущенного положения шасси;

-красное сигнальное табло “Выпусти шасси”;

-кнопка “Контроль ламп”, совмещенная со шторкой “День-ночь”.

Красные и зеленые сигнальные лампы загораются по сигналам соответствующих концевых выключателей. Сигнальное табло срабатывает по сигналам системы предупреждения о не выпущенном положении шасси при посадке, которое срабатывает, если шасси убрано, а оба РУД находятся в положении менее 25+4о по УПРТ-2.

9. Сирена С-1, предназначенная для выдачи звукового сигнала на выпуск шасси одновременно с загоранием табло “Выпусти шасси”. В этом случае сирену можно выключить кнопкой, установленной на вертикальной панели правого пульта. Если перевести РУД в положение менее 24+4° по УПРТ-2 и сирену выключить кнопкой, а шасси останется не выпущенным, то она снова включится автоматически при выпуске закрылков на угол 15±2°.

10. Красные риски, предназначенные для визуального определения выпущенного положения опор шасси. Выпущенное положение основных опор проверяется визуально через окна грузовой кабины по совмещению рисок, нанесенных на складывающихся подкосах и створках отсеков. Выпущенное положение передней опоры проверяется через смотровое окно, расположенное на полу перед креслом правого летчика, по совмещению рисок на траверсе амортизатора и крышке подшипника правой цапфы. Смотровое окно закрывается крышкой. При этом используется подсвет ниши, который включается выключателем на вертикальной панели правого пульта.

Работа системы уборки и выпуска шасси

Система уборки и выпуска шасси подключена к общей сети основной гидросистемы. Управление уборкой и выпуском опор шасси выполняется краном ГА-142/1, который, получая соответствующий сигнал от переключателя “Шасси”, открывается и подает жидкость соответственно в линию уборки или выпуска шасси. Другая линия при этом сообщается со сливной магистралью. При обесточенном кране ГА-142/1 линия нагнетания общей сети запирается, а линии уборки и выпуска сообщаются со сливной магистралью.

Уборка шасси

Электрическая цепь уборки шасси может работать только в том случае, если она замкнута концевым выключателем блокировки уборки шасси на земле, т.е. после отрыва колес от земли. Для обеспечения возможности уборки шасси при отказе концевого выключателя используют выключатель отключения блокировки уборки шасси, который установлен на панели выключателей под СППД.

Перед уборкой шасси необходимо убедиться, что зеленые сигнальные лампы включения управления поворотом колес передней опоры не горят, т.е. система управления поворотом обесточена.

При установке переключателя “Шасси” в положение “Уборка” питание подается на электромагнит уборки крана ГА-142/1 и электромагнит крана зарядки гидроаккумулятора ГА-140 для его закрытия. Жидкость из крана ГА-142/1 поступает одновременно в цилиндр открытия замка выпущенного положения и цилиндр уборки-выпуска передней опоры, в цилиндры замка распора и цилиндры уборки-выпуска основных опор шасси. Начинается уборка шасси. При этом в начале уборки размыкаются концевые выключатели сигнализации выпущенного положения шасси, и гаснут зеленые сигнальные лампы “Шасси выпущено” на ППС-2 МВК. Амортстойки полностью убираются и становятся на замки убранного положения. Срабатывают концевые выключатели, которые включают красные сигнальные лампы на ППС-2МВК “Шасси убрано”.

Через 3…5 с после загорания всех ламп “Шасси убрано” переключатель “Шасси” переводится в нейтральное положение и контрится поворотной шайбой. При этом кран ГА-142/1 сообщает линии уборки и выпуска шасси со сливной магистралью, а кран ГА-140 открывает линию зарядки аккумулятора из общей сети нагнетания.

Выпуск шасси

При установке переключателя “Шасси” в положение “Выпуск” питание подается на электромагнит выпуска крана ГА-142/1. Жидкость из крана поступает к цилиндрам замков убранного положения опор шасси. Подача жидкости в цилиндры уборки-выпуска происходит через цилиндры замков убранного положения. При этом канал в каждом цилиндре замка для подхода жидкости к цилиндру уборки-выпуска открывается только после открытия замка. Такая последовательность подачи жидкости обеспечивает открытие замка, нагруженного только массой амортстойки, без догрузки его цилиндром уборки-выпуска опоры.

Кроме того, подача жидкости в цилиндры основных опор через цилиндры замков убранного положения обеспечивает практически синхронное открытие замков основных опор.

После открытия замков убранного положения амортстойки выпускаются под действием собственной массы и действия скоростного напора. Концевые выключатели в этот момент отключают красные сигнальные лампы “Шасси убрано”. Жидкость, поступающая в цилиндры уборки-выпуска, помогает выпуску опор. Для предотвращения резкого удара при постановке амортстоек на замки выпущенного положения дроссельные устройства замедляют скорость движения штоков цилиндров уборки-выпуска в конце хода. После фиксации амортстойки замками выпущенного положения срабатывают концевые выключатели и загораются зеленые сигнальные лампы “Шасси выпущено”.

Через 3…5 с после загорания ламп сигнализации выпущенного положения переключатель “Шасси” переводится в нейтральное положение и контрится поворотной блокировочной шайбой.