logo search
Электрон Метод Ресурс-Иванцов ВМ / 1-ПГТ для ГО / Р7 База знаний по техн-ресурсу

2.2. Выпуск и доставка руды

а). Область применения способов выпуска и доставки руды

Способы доставки,

систематизированные

по роду/виду энергии

Область применения и технологический ресурс

1. Гравитационный

Применяется при перемещении по вертикальным и наклонным восстающим выработкам блока, при различном состоянии очистного пространства и углах залегания более 550. Низкая себестоимость процесса. Большой износ стенок и крепи выработок

2. Взрывной

Применяется повсеместно при массовой отбойке руды как –взрыводоставка. Способы исполнения в основном при скважинной однорядной отбойке. Дальность перемещения зависит от удельного расхода ВВ и угла наклона почвы выработки. Возможно некоторое регулирование дальности перемещения. Эффективен при пологом и наклонном залегании рудного тела.

3. Механический

Применяется повсеместно при перемещении по горизонтальным и слабо наклонным выработкам. Способы исполнения различают по средствам перемещения, основанных на таких технических эффектах как: волочение, качение, виброэффект и др. Тенденция на создание и применение установок, комплексов, машин с дистанционным управлением и микропроцессорами

4. Пневматический

Доставка струей сжатого воздуха. Как вспомогательный, при зачистке почвы выработки с целью снижения потерь руды. Трубный пневмотранспорт в капсулах- вагонах, эффективный при перемещении на большие расстояния. На доставке пока не применяет.

5. Гидравлический

Доставка струей воды. Как вспомогательный, при зачистке почвы выработки с целью снижения потерь руды. При разработке россыпей гидромониторами разрушение и транспорт руды. Применяется трубный гидротранспорт угля в комплексе с гидроотбойкой. Имеет место подъем дробленого материала в эрлифтах.

Технологический ресурс и область применения конструктивно-технологического исполнения

выпуска руды

Технические решения

по исполнению комплекса

доставки руды

Технологический ресурс и область применения

1. Состояние очистного пространства

а – выпуск в открытом очистном пространстве

б – выпуск под обрушенными породами

в – выпуск под разделяющим перекрытием

Выпуск в открытом очистном пространстве проблематичен лишь при его ограниченной ширине. При выпуске под обрушенными породами имеют место потери и разубоживание руды от смешивания. Их значения регулируются за счет конструктивного и технологического исполнения. Разделяющие перекрытия предотвращают потери и разубоживание, но конструктивно сложные и дорогостоящие. В практике пока не применяются.

2. Конструктивное исполнение (конструктивный вид) истока

а – точечный (единичный, одиночный исток)

б – линейный (совокупность линейно взаимосвязанных точечных истоков)

в – площадной (совокупность по площади взаимосвязанных точечных истоков)

3. Режим выпуска (количество одновременно участвующих в работе выпускных отверстий - истоков)

а – точечный

б – линейный

в - площадной

4. Состояние истока во времени и пространстве

а – стационарный

б - передвижной

5. Характер истечения (выпуска) руды

а – донный

б – боковой (торцовый)

6. Характер регулирования истечения руды из отверстия

а – техническими средствами

б – конструктивным исполнением «горнов»

7. отсутствие/наличие боковых контактов с обрушенными породами

а – отсутствуют контакты

б – торцовый контакт

в – торцовый и один/ два боковых

Боковые контакты отсутствуют лишь при первой разрезной заходке.

8. Масштаб выпуска руды

а – этажный

(на всю высоту этажа)

б – подэтажный

(на высоту подэтажа)

Этажный выпуск эффективен с увеличением высоты этажа при площадном и линейном взаимодействии выпускных отверстий. Подэтажный выпуск эффективен при точечном торцовом истечении руды с оптимизированным соотношением высоты, ширины и толщины обрушенного слоя.

Обратим внимание, что для перемещения самотеком на определенное расстояние по горизонтали нам потребуется поверхность (плоскость), наклоненная под углом не менее 50. А поверхность эта есть только у горна, на создание которого нужны затраты. Вывод: самотечная доставка все же требует затрат и затраты эти связаны если не с самим процессом перемещения, то с созданием выработок. При чем перемещение происходит как бы по гипотенузе прямоугольного треугольника. А мы знаем, что гипотенуза всегда длиннее катета, т. е. для перемещения руды в заданную точку потребуется выработка и ее длина будет почти в 1,5 раза длиннее, чем при механизированном перемещении тем или иным способом. Короче, при самотечной доставке нужны выработки и их суммарная протяженность может оказаться весьма значительной. При механизированной доставке протяженность выработок требуется значительно меньше, но требуются затраты на сам процесс горизонтального перемещения и тоже не малые (к тому же, разные при разных способах и средствах перемещения).

Самотечная доставка непосредственно по очистному пространству возможна только при крутом залегании рудных тел и называется выпуском, поскольку она подходит под процесс, который во всех случаях называется выпуском (выпуск воды, выпуск зерна из силоса, выпуск сыпучих строительных материалов и т. д.). Попробуем систематизировать возможные варианты технологии выпуска, воспользовавшись систематизацией характерных признаков (см. табл. 3.8.).

В. Технологический ресурс и область применения комплекса доставки руды

Технические решения

по исполнению комплекса

доставки руды

Технологический ресурс и область применения

1. Способ оформления горизонта подсечки

а – совокупностью специализированных выработок в виде горизонта

б – функция подсечки поручена:

1 - рудоприемным выработкам

2 – выработкам бурового горизонта

2. Конструктивный вид рудоприемной части блока

2.1 – естественный массив (рудный, породный), 2.2 – искусственный массив (бетон и др.), 2.3 – горная крепь

а – воронкообразное

(в виде воронок)

б – траншейное

(в виде траншей)

в – «плоское днище»

(разновидность траншеи)

3. Конструктивный тип выпускных выработок, в совокупности формирующих горизонт выпуска

а – дучка, малая наклонная выработка

б – выпускное окно, малая горизонтальная выработка

в – торец доставочной выработки

г – выпускные щели

4. Характер взаимосвязи горизонтов выпуска, доставки и погрузки

а – в виде отдельных специализированных горизонтов выпуска, доставки и погрузки,

б – с совмещенным горизонтом выпуска и доставки

в – с совмещением горизонта доставки и погрузки

г. - с совмещением всех трех горизонтов

5. Расположение выпускных выработок относительно доставочных

а – боковое одностороннее ;б – двустороннее парное расположение,

в – двустороннее шахматное

г - торцовое расположение

6. Конструктивно-технологическое исполнение горизонта доставки (в зависимости от способа)

в виде горизонта:

а – самотечной доставки

б – скреперной доставки

в – конвейерной доставки (питателями)

г машинной доставки

7. Конструктивно технологическое исполнение горизонта погрузки в средства откатки:

7.1. люковая погрузка, 7.2. питателями,7.3. машинная, 7.4. скреперная через полок,7.5. разгрузка в рудоспуск

с расположением выработок погрузки относительно выработок откатки:

а – с боковым односторонним

б – с боковым двусторонним парным

в – с боковым двусторонним парным

г – с торцовым

8. Тип доставочной выработки

а – штрек (рудный, полевой), б – орт

9. Тип погрузочно-откаточной выработки

а – штрек (рудный, полевой), б - орт

Видовое понятие комплекса доставки. Структурные элементы комплекса доставки: очистное пространство, рудоприемная часть, выпускные выработки, горизонт доставки с различными средствами механизации, горизонт погрузки с различными средствами механизации. Варианты конструктивного исполнения структурных элементов.

Структурный синтез комплекса доставки. Индивидуализация способа доставки - конструктивный вид. Принципы формирования конструктивного вида. Интеграция и дифференциация элементов - условие развития и совершенствования доставки. Разделение выполнения функций во времени и пространстве. Примеры сильных (идеальных) конструкторских решений.

Под технологическим комплексом выпуска и доставки будем понимать совокупность подготовительно-нарезных и очистных выработок в системной увязке с используемыми средствами функционального назначения. Он также, как комплекс отбойки, имеет как единичное конструктивное исполнение (в каждом конкретном случае), так и видовое, отражающее все многообразие при наличии общих признаков. Структурная систематизация комплекса выпуска и доставки представлена в табл. 3.9.

Предлагаемая систематизация позволяет давать подробную характеристику конструктивно-технологического исполнения всех применяемых в настоящее время комплексов, организовать поиск их наиболее сильных вариантов применительно к конкретной горно-геологической и горнотехнической ситуации.

Г. Развитие и перспективы совершенствования комплекса доставки

Мы уже отмечали двуединую и противоречивую основу горной технологии (горн + технические средства). На примере комплекса доставки их взаимодействие можно красноречиво подтвердить.

Для этого весь комплекс доставки разделим на две части: 1 – доставка по очистному пространству и 2 – доставка по остальным выработка блока до погрузочного пункта в транспортные сосуды. При крутом залегании рудных тел первоначально повсеместно применялась самотечная доставка. Этот конструктивно–технологический комплекс получил название грохотной схемы, т. к. при отбойке самообрушением имел место большой выход негабаритов и для их дробления вручную создавали специальный горизонт (грохотной). Производительность труда на доставке была небольшая из-за негабаритов. Сам процесс перемещения под действием собственного веса руды весьма хорош, поскольку не требуются дополнительные затраты энергии. Единственно существенный недостаток – это большой объем подготовительно-нарезных выработок. Его можно устранить (в меру возможности) только при механическом перемещении по горизонтали, используя определенные технические средства. Этот комплекс можно кратко назвать – технической схемой. В чистом виде он просматривается при отработке горизонтальных рудных тел. Его совершенствование началось с применения скреперных установок. При всех инженерных «ухищрениях» при скреперной доставке почти неустраним весьма существенный недостаток – большие затраты энергии на перемещение руды волочением из-за трения руды о руду в дробленом состоянии. Стремление устранить этот недостаток и определило весь дальнейший ход совершенствования механической схемы: применение колеса, использование эффекта от вибрации. В итоге все более утверждается взаимодействие выделенных двух схем с получением синергетического эффекта – получили распространение комбинированные схемы широким применением самотечной доставки по очистному пространству и специализированным выработкам – рудоспускам, при перемещении руды по доставочным горизонтам при помощи самоходного оборудования и конвейеров с вибрационным эффектом.

9