3.12 Профилактика отдельных заболеваний летного состава
Целенаправленное и систематическое проведение комплексных лечебнопрофилактических мероприятий способно предупредить возникновение или обострение имеющихся болезней у летного состава.
Первичная и вторичная профилактика должна проводиться с использованием, как общемедицинских мероприятий, так и рекомендаций, связанных с особенностями летной работы.
Поэтому проблема эффективности профилактических мероприятий у летного состава может быть успешно решена лишь совместными усилиями руководством авиакомпании и медицинской службы.
Профилактика атеросклероза не содержит каких-либо особых мероприятий специфических для летного состава, и должна организовываться из понимания причин и механизмов развития заболевания. Профилактика должна быть многофакторной, т. е. содержать мероприятия, направленные на борьбу с факторами риска, к числу которых относятся:
длительное психоэмоциональное напряжение;
артериальная гипертония;
курение;
злоупотребление алкоголем;
гиперхолестеринемия;
избыточная масса тела;
низкая физическая активность.
Высокой физической тренированности летного состава способствуют не только ежедневная физическая подготовка, но и проведение активного отдыха в профилакториях и санаториях. При этом у летного состава выявляются, положительные гемодинамические и биохимические изменения и существенно улучшается переносимость физических нагрузок.
Параллельно следует проводить постепенное снижение веса тела путем уменьшения калорийности пищи, ограничения содержания углеводов и жиров. Следует более строго регламентировать профессиональную нагрузку указанной категории лиц летного состава, способствовать устранению конфликтных ситуаций. Медикаментозную профилактику атеросклероза можно ограничить применением поливитаминов.
Профилактика обострений заболеваний органов пищеварения, в частности язвенной болезни, сводится в настоящее время к проведению противорецидивных курсов лечения, которые в 2—5 раз снижают вероятность развития повторных обострений заболеваний. После обострения язвенной болезни в весенне-осенний период рекомендуется проводить полные курсы профилактического лечения.
После восстановления на летную работу в ближайшие 3—5 лет противо - рецидивные курсы лечения целесообразно продолжить. Для проведения профилактических курсов можно использовать санаторно-курортное лечение в период очередных отпусков, а также пребывание в профилакториях, в стационарных условиях при прохождении ВЛК. В период летной деятельности следует соблюдать режим труда, отдыха, питания и принимать медикаментозные средства, не оказывающие влияния на работоспособность летного состава. Соответствующие курсы лечения следует проводить при гастритах и дуоденитах.
К мерам профилактики заболеваний, происхождение и развитие которых связаны с летной деятельностью, в первую очередь следует отнести:
повышение устойчивости организма летчика к воздействию факторов полета с помощью систематической и целенаправленной физической подготовки;
рациональной индивидуальной летной нагрузки и активного отдыха;
дифференцирования питания с учетом характера полетов, в частности исключение сухоедения при длительных полетах; разработку более эффективных индивидуальных и коллективных средств защиты от шума;
повышение психофизиологических и гигиенических требований к рабочему месту летчика;
совершенствование методов обследования, используемых при отборе кандидатов в авиационные училища и освидетельствовании летного состава.
Все большее значение приобретают вопросы профессиональной реабилитации - научно обоснованного комплекса мероприятий, направленного на поддержание высокой работоспособности летного состава.
- «Можливості та обмеження людини»
- Тема 4 Основы авиационной психологии
- Тема 5 Личность. Характеристика личностных качеств пилота
- Контрольные вопросы по тестовым заданиям
- Сокращения
- Введение
- Тема 1 Человеческий фактор - основные понятия
- 1.1 Статистика авиационных происшествий
- Непосредственные причины авиационных происшествий
- Количество авиационных происшествий в процентном соотношении, случившихся из-за человеческого, технического и организационного фактора
- 1.2 Понятие безопасности полетов
- 1.3 Человеческий фактор в авиации
- Источники знаний о человеке
- 1.4 Квалификация и ограничения пилота
- 1.5 Подготовка квалифицированного пилота
- 1.5.1 Традиционный подход к «квалификации»
- 1.5.2 Подход к «профессионализму» с позиции человеческого фактора
- Тема 2 Основы авиационной физиологии и поддержания здоровья летного состава
- 2.1 Основы физиологии полета
- 2. 2 Атмосфера
- Стратопауза - пограничный слой атмосферы между стратосферой и мезосферой. В вертикальном распределении температуры имеет место максимум (около 0 °c).
- Дыхательные органы
- Дыхательная система человека
- 2.3.2 Система кровообращения человека
- Циркуляция крови через сердце человека
- Система кровообращения человека
- 2.4 Герметизация и разгерметизация воздушного судна
- 2.5 Факторы, влияющие на качество внутреннего воздуха в самолетах
- Давление
- Кислород
- Температура
- Влажность
- 2.6 Гипоксия, симптомы, период активного сознания
- 2.7 Ускорения (перегрузки). Физиологические механизмы и особенности пространственной ориентировки
- Тема 3 Человек и окружающая среда - сенсорная система
- 3.1. Центральная и периферийная нервные системы
- Сенсорная система человека
- 3.2 Восприятие
- Внешние:
- Внутренние:
- 3.3 Адаптация
- 1. Производственная:
- 2. Внепроизводственная:
- Система адаптации персонала[править | править вики-текст]
- Бинокулярное и Стереоскопическое зрение
- Спектральные зависимости относительной чувствительности человеческого глаза для дневного(красная линия) и ночного (синяя линия) зрения.
- 3.5 Слух
- 1)Физиолого-гигиеническое регламентирование авиационного шума
- 3) Индивидуальные средства защиты от авиационного шума
- 3.6 Физиологические механизмы и особенности пространственной ориентировки
- 3.7 Здоровье и личная гигиена
- 3.8 Обычные легкие заболевания
- Отличия простуды, орз, орви и гриппа.
- Особенности лечения и профилактики.
- 3.9 Проблемные вопросы для пилотов
- 3.10 Заболеваемость и дисквалификация летного состава
- 3.11 Заболеваемость, развивающаяся под влиянием летной работы
- 3.12 Профилактика отдельных заболеваний летного состава
- 3.13 Неблагоприятное влияние лекарственных препаратов, наркотиков, алкоголя и курения на летную деятельность
- Количество доз употребленного алкоголя
- 3.14 Утрата работоспособности членов летного экипажа
- Потеря работоспособности пилотирующего пилота (рf)
- При потере работоспособности командира воздушного судна – второй пилот выполняет посадку находясь на своем кресле
- Тема 4 Основы авиационной психологии
- 4.1 Основные понятия авиационной психологии
- 4.2 Обработка информации человеком: внимание и внимательность, выборность внимания, распределение и переключения внимания
- 4.3 Восприятие: иллюзии, связанные с восприятием
- 4.4 Память: сенсорная память, рабочая память, долгосрочная память, моторная память
- 4.5 Принципы и методы обучения, принуждение, мотивация и выполнение
- 4.6 Методы обучения
- 4.7 Мотивация
- 4.8 Ошибка человека и надежность
- 4.8.1 Теория и модель ошибок человека
- 4.9 Ситуативная осознанность
- 4.10 Концепция принятия решения
- 4.11 Предупреждение и исправление ошибок: управление в кабине
- 4.12 Информирование про правила безопасности
- 4.12.1 Определение склонности к совершенствованию ошибок
- 4.12.2 Определение источников ошибок
- 4.13 Коммуникации
- 4.14 Коммуникации и межличностные отношения
- Тема 5 Личность. Характеристика личностных качеств пилота
- 5.1 Индивидуальные особенности личности
- Структура личности
- 5.2 Свойства и индивидуально-типологические особенности личности Темперамент
- Характер
- Способности
- Чувства и эмоции
- 5.3 Большая и недостаточная загруженность человека
- 5.4 Стресс
- 5.5 Последствия стресса на организм пилота
- Влияние стресса на здоровье
- Стресс и круг общения
- Стресс и семья
- 5.6 Усталость (утомляемость)
- 5.7 Ритм тела и сон
- 5.8 Управление переутомлением и стрессом
- 5.9 Современная автоматизация кабины вс
- Вопросы для самоконтроля
- Контрольные вопросы по тестовым заданиям дисциплины «Возможности и ограничения человека»
- Список рекомендованных источников информации