3.11 Заболеваемость, развивающаяся под влиянием летной работы
Изучение изменений, возникающих в организме летчика в послеполетном периоде, не способно исчерпать проблемы влияния летной деятельности. Сложности клинической диагностики, трудности в выявлении микросимптоматики, отсутствие специфичности в первых реакциях организма на воздействие факторов летного труда в процессе непосредственной деятельности не могут исключить наличия нераспознанных остаточных функциональных изменений, которые кумулируясь, способствуют развитию клинически очерченных форм заболеваний.
У летного состава преобладают дегенеративно - дистрофические заболевания позвоночника (53%) и последствия травм позвоночника (30%), в то время как у лиц нелетного состава эти показатели равны 80%, но как аномалии развития и при полном отсутствии травм. Из числа факторов, способствующих возникновению и развитию дегенеративно - дистрофических заболеваний позвоночника, на первый план выступает его острая и хроническая травматизация, вызываемая действием перегрузок (парашютные прыжки, неудачные грубые посадки и летные происшествия). Определенная роль принадлежит постоянным вибрациям, ускорениям, вынужденной позе летчика в полете.
Профессиональный характер носят баротравматические повреждения уха и придаточных пазух носа, которые изредка могут возникать у летного состава при резких перепадах давления воздуха в кабине самолета вследствие нарушения проходимости евстахиевых труб или недостаточности бароаккомодационных механизмов уха.
Лица летного состава чаще страдают заболеваниями сердечно - сосудистой системы (причина: нервно - психическое напряжение).
Так, нарушения функций автоматизма, возбудимости и проводимости
сердца у пилотов в 4 раза чаще, чем у лиц нелетного состава (экстрасистолия чаще встречается у пилотов на фоне психического переутомления или невроза обусловленных выполнением профессиональных обязанностей).
Некоторые исследования показывают в последние годы, что МКБ получает все более распространенную форму у летного состава, причем у пилотов она встречается в 6 раз чаще, чем у лиц нелетного состава, одинакового по возрасту, месту работы, питанию и проживанию в аналогичных географических условиях (соответственно 25 и 4,2%).
Имеются основания предполагать, что профессиональная деятельность оказывает влияние на развитие у летного состава и некоторых других заболеваний.
Вероятность тромбоэмболии в полете.
Низкое атмосферное давление в салоне самолета (порядка 600 мм.рт.ст.)в сочетании с длительной гиподинамией (более 3-х часов подряд) создают благоприятные условия для тромбообразования. Это обуславливается, с одной стороны, повышением вязкости крови (снижение текучести), с другой - активацией системы свертываемости. Тем не менее, такое осложнение как тромбоэмболия, встречается довольно редко.
В чем же причина? И кто в большей степени подвержен этому заболеванию - риску тромбообразования: пассивно сидящие пассажиры или испытывающие сильные психоэмоциональные нагрузки пилоты (считается, что в «рутинном» режиме пилот может выполнять до 20 о Наблюдения показывают, что у пассажиров совершающих длительные по времени перелеты, вероятность тромбоза составляет не более 0.84%, у пилотов - 2.65%. тоесть, риск тромбообразования у пилотов в три раза выше, чем у пассажиров.
Причина таких различий может заключаться в том, что пилоты периодически испытывают сильное нервно-психическое напряжение или стресс, само по себе способствующее повышению вязкости крови и ее готовности к свертыванию
- «Можливості та обмеження людини»
- Тема 4 Основы авиационной психологии
- Тема 5 Личность. Характеристика личностных качеств пилота
- Контрольные вопросы по тестовым заданиям
- Сокращения
- Введение
- Тема 1 Человеческий фактор - основные понятия
- 1.1 Статистика авиационных происшествий
- Непосредственные причины авиационных происшествий
- Количество авиационных происшествий в процентном соотношении, случившихся из-за человеческого, технического и организационного фактора
- 1.2 Понятие безопасности полетов
- 1.3 Человеческий фактор в авиации
- Источники знаний о человеке
- 1.4 Квалификация и ограничения пилота
- 1.5 Подготовка квалифицированного пилота
- 1.5.1 Традиционный подход к «квалификации»
- 1.5.2 Подход к «профессионализму» с позиции человеческого фактора
- Тема 2 Основы авиационной физиологии и поддержания здоровья летного состава
- 2.1 Основы физиологии полета
- 2. 2 Атмосфера
- Стратопауза - пограничный слой атмосферы между стратосферой и мезосферой. В вертикальном распределении температуры имеет место максимум (около 0 °c).
- Дыхательные органы
- Дыхательная система человека
- 2.3.2 Система кровообращения человека
- Циркуляция крови через сердце человека
- Система кровообращения человека
- 2.4 Герметизация и разгерметизация воздушного судна
- 2.5 Факторы, влияющие на качество внутреннего воздуха в самолетах
- Давление
- Кислород
- Температура
- Влажность
- 2.6 Гипоксия, симптомы, период активного сознания
- 2.7 Ускорения (перегрузки). Физиологические механизмы и особенности пространственной ориентировки
- Тема 3 Человек и окружающая среда - сенсорная система
- 3.1. Центральная и периферийная нервные системы
- Сенсорная система человека
- 3.2 Восприятие
- Внешние:
- Внутренние:
- 3.3 Адаптация
- 1. Производственная:
- 2. Внепроизводственная:
- Система адаптации персонала[править | править вики-текст]
- Бинокулярное и Стереоскопическое зрение
- Спектральные зависимости относительной чувствительности человеческого глаза для дневного(красная линия) и ночного (синяя линия) зрения.
- 3.5 Слух
- 1)Физиолого-гигиеническое регламентирование авиационного шума
- 3) Индивидуальные средства защиты от авиационного шума
- 3.6 Физиологические механизмы и особенности пространственной ориентировки
- 3.7 Здоровье и личная гигиена
- 3.8 Обычные легкие заболевания
- Отличия простуды, орз, орви и гриппа.
- Особенности лечения и профилактики.
- 3.9 Проблемные вопросы для пилотов
- 3.10 Заболеваемость и дисквалификация летного состава
- 3.11 Заболеваемость, развивающаяся под влиянием летной работы
- 3.12 Профилактика отдельных заболеваний летного состава
- 3.13 Неблагоприятное влияние лекарственных препаратов, наркотиков, алкоголя и курения на летную деятельность
- Количество доз употребленного алкоголя
- 3.14 Утрата работоспособности членов летного экипажа
- Потеря работоспособности пилотирующего пилота (рf)
- При потере работоспособности командира воздушного судна – второй пилот выполняет посадку находясь на своем кресле
- Тема 4 Основы авиационной психологии
- 4.1 Основные понятия авиационной психологии
- 4.2 Обработка информации человеком: внимание и внимательность, выборность внимания, распределение и переключения внимания
- 4.3 Восприятие: иллюзии, связанные с восприятием
- 4.4 Память: сенсорная память, рабочая память, долгосрочная память, моторная память
- 4.5 Принципы и методы обучения, принуждение, мотивация и выполнение
- 4.6 Методы обучения
- 4.7 Мотивация
- 4.8 Ошибка человека и надежность
- 4.8.1 Теория и модель ошибок человека
- 4.9 Ситуативная осознанность
- 4.10 Концепция принятия решения
- 4.11 Предупреждение и исправление ошибок: управление в кабине
- 4.12 Информирование про правила безопасности
- 4.12.1 Определение склонности к совершенствованию ошибок
- 4.12.2 Определение источников ошибок
- 4.13 Коммуникации
- 4.14 Коммуникации и межличностные отношения
- Тема 5 Личность. Характеристика личностных качеств пилота
- 5.1 Индивидуальные особенности личности
- Структура личности
- 5.2 Свойства и индивидуально-типологические особенности личности Темперамент
- Характер
- Способности
- Чувства и эмоции
- 5.3 Большая и недостаточная загруженность человека
- 5.4 Стресс
- 5.5 Последствия стресса на организм пилота
- Влияние стресса на здоровье
- Стресс и круг общения
- Стресс и семья
- 5.6 Усталость (утомляемость)
- 5.7 Ритм тела и сон
- 5.8 Управление переутомлением и стрессом
- 5.9 Современная автоматизация кабины вс
- Вопросы для самоконтроля
- Контрольные вопросы по тестовым заданиям дисциплины «Возможности и ограничения человека»
- Список рекомендованных источников информации