logo search
приборы + электрообор / 1

3.11 Заболеваемость, развивающаяся под влиянием летной работы

Изучение изменений, возникающих в организме летчика в послеполетном периоде, не способно исчерпать проблемы влияния летной деятельности. Сложности клинической диагностики, трудности в выявлении микросимптоматики, отсутствие специфичности в первых реакциях организма на воздействие факторов летного труда в процессе непосредственной деятельности не могут исключить наличия нераспознанных остаточных функциональных изменений, которые кумулируясь, способствуют развитию клинически очерченных форм заболеваний.

У летного состава преобладают дегенеративно - дистрофические заболевания позвоночника (53%) и последствия травм позвоночника (30%), в то время как у лиц нелетного состава эти показатели равны 80%, но как аномалии развития и при полном отсутствии травм. Из числа факторов, способствующих возникновению и развитию дегенеративно - дистрофических заболеваний позвоночника, на первый план выступает его острая и хроническая травматизация, вызываемая действием перегрузок (парашютные прыжки, неудачные грубые посадки и летные происшествия). Определенная роль принадлежит постоянным вибрациям, ускорениям, вынужденной позе летчика в полете.

Профессиональный характер носят баротравматические повреждения уха и придаточных пазух носа, которые изредка могут возникать у летного состава при резких перепадах давления воздуха в кабине самолета вследствие нарушения проходимости евстахиевых труб или недостаточности бароаккомодационных механизмов уха.

Лица летного состава чаще страдают заболеваниями сердечно - сосудистой системы (причина: нервно - психическое напряжение).

Так, нарушения функций автоматизма, возбудимости и проводимости

сердца у пилотов в 4 раза чаще, чем у лиц нелетного состава (экстрасистолия чаще встречается у пилотов на фоне психического переутомления или невроза обусловленных выполнением профессиональных обязанностей).

Некоторые исследования показывают в последние годы, что МКБ получает все более распространенную форму у летного состава, причем у пилотов она встречается в 6 раз чаще, чем у лиц нелетного состава, одинакового по возрасту, месту работы, питанию и проживанию в аналогичных географических условиях (соответственно 25 и 4,2%).

Имеются основания предполагать, что профессиональная деятельность оказывает влияние на развитие у летного состава и некоторых других заболеваний.

Вероятность тромбоэмболии в полете.

Низкое атмосферное давление в салоне самолета (порядка 600 мм.рт.ст.)в сочетании с длительной гиподинамией (более 3-х часов подряд) создают благоприятные условия для тромбообразования. Это обуславливается, с одной стороны, повышением вязкости крови (снижение текучести), с другой - активацией системы свертываемости. Тем не менее, такое осложнение как тромбоэмболия, встречается довольно редко.

В чем же причина? И кто в большей степени подвержен этому заболеванию - риску тромбообразования: пассивно сидящие пассажиры или испытывающие сильные психоэмоциональные нагрузки пилоты (считается, что в «рутинном» режиме пилот может выполнять до 20 о Наблюдения показывают, что у пассажиров совершающих длительные по времени перелеты, вероятность тромбоза составляет не более 0.84%, у пилотов - 2.65%. тоесть, риск тромбообразования у пилотов в три раза выше, чем у пассажиров.

Причина таких различий может заключаться в том, что пилоты периодически испытывают сильное нервно-психическое напряжение или стресс, само по себе способствующее повышению вязкости крови и ее готовности к свертыванию