6.6. Осушительная, балластная и противопожарная системы
Осушительная система. Служит система для удаления воды, постепенно скапливающейся внутри корпуса судна в грузовых трюмах, машинном отделении и других помещениях. Причины скопления воды: отпотевание бортов корпуса судна, пропуски воды через нарушенные соединения швов корпуса судна, возможные неплотные соединения трубопроводов, продувание механизмов и воздушных баллонов, мытье настилов и т.п., а также аварийные повреждения корпуса судна. Вода собирается в льялах, проходящих вдоль обоих бортов от форпиковой до ахтерпиковой перегородки, или в сборных колодцах – специальных углублениях в двойном дне.
Принципиальная схема осушительной системы показана на рис. 84.
В каждом отсеке судна расположены приемные сетки 1, связанные трубопроводами с соответствующими распределительными коробками 2, расположенными в машинном отделении (МО).
Рис. 84. Осушительная система сухогрузного судна
Клапанные коробки снабжены электропневматическими невозвратнозапорными клапанами с дистанционным управлением и соединяются через разобщительный клапан 8 с осушительным насосом 4 и отливным клапаном 5.
К осушительному насосу присоединяется отдельный патрубок 3 аварийного осушения МО. На отливной магистрали имеется сепаратор 6 трюмных вод для удаления из них нефтепродуктов. Перед осушительным насосом вода очищается фильтрами 7. В льяльных колодцах МО и туннелях гребного вала предусмотрены датчики сигнализации уровня жидкости. Осушительный насос, устанавливаемый на судах, обычно поршневого типа как наиболее надежного и с наибольшей высотой всасывания.
Балластная система. Служит система для заполнения забортной водой балластных цистерн, расположенных в двойном дне, форпике и ахтерпике, а также для перемещения по судну балластной воды и удаления ее за борт, что позволяет изменять крен и дифферент в различных случаях загрузки судна. Количество водяного балласта, принимаемого на судно, может составлять 15–20 % водоизмещения, а иногдаи более.
Все балластные цистерны должны быть оборудованы воздушными трубами диаметром не менее 40 мм для удаления или поступления воздуха при заполнении или опорожнении цистерн. Воздушные трубы выводятся на верхнюю палубу и заканчиваются так называемыми гуськами, в которых расположены невозвратные клапаны для предохранения от попадания забортной воды в цистерны при штормовой погоде. Количество водяного балласта в цистернах может измеряться при помощи футштока, для чего каждая цистерна снабжена мерительными трубами или автоматическими уровнемерами. Для осмотра и ремонта цистерн имеются горловины с герметически закрываемыми крышками. Балластные цистерны вскрывают и очищают не реже одного раза в год. При неисправной балластной или осушительной системе выход судна в плавание не разрешается.
На рис. 85 показана принципиальная схема балластной системы с централизованным управлением из МО.
Балластный насос 5 связан магистральными трубопроводами с распределительными клапанными коробками 2, к которым выведены трубы от всех балластных приемников 1. Распределительные коробки носовых балластных цистерн размещены непосредственно в МО, а кормовых (для сокращения длины труб) – в туннеле гребного вала. Так как балласт принимается и удаляется по одним и тем же трубам, клапаны в коробках применяются запорного типа, пропускающие воду в обоих направлениях. Вода принимается в систему от кингстона 6 с помощью насоса или самотеком.
Рис. 85. Балластная система сухогрузного судна
Удаляют балласт за борт насосом через установку очистки нефтесодержащих вод 3 и невозвратный клапан 4. Балластный насос может работать в качестве осушительного. В балластных системах применяют центробежные и поршневые насосы, подача которых должна обеспечить заполнение или осушение балластных цистерн не более чем за 4–8 ч.
Системы пожаротушения. Судно обеспечивается противопожарной защитой. Она включает в себя прежде всего разные системы пожаротушения: водотушения, паротушения, газотушения, пенотушения, парами легкоиспаряющихся жидкостей. Кроме того, имеются средства пожарной сигнализации, оповещающие экипаж о возникновении пожара в каком-либо месте судна; противопожарное снабжение, включающее различные противопожарные средства и инвентарь (переносные насосы, огнетушители, песок, пожарный инструмент, в том числе ломы, багры, топоры и ведра), специальные противогазы, кислородные дозирующие приборы, термостойкие костюмы, спасательные пояса, тросы ит.п.
- И.А. Бурмака, а.В. Кирис, н.А. Козьминых Судовые энергетические установки и электрооборудование судов
- Оглавление
- 4. Судовые паровые и газовые турбины 60
- 5. Судовые вспомогательные установки и механизмы 64
- 6. Судовые системы, передачи и валопровод 115
- 7. Судовое электрооборудование 131
- Список литературы 138
- Введение
- 1. Теоретические основы работы тепловых двигателей
- 1.1. Преобразование энергии в тепловых двигателях. Рабочее тело
- 1.2. Законы термодинамики
- 1.3. Параметры и процессы изменения состояния рабочего тела
- 1.4. Циклы двигателей внутреннего сгорания
- 1.5. Цикл Карно. Анализ влияния характеристик циклов двс на их кпд
- 1.6. Схема работы и цикл простейшей газотурбинной установки (гту)
- 1.7. Схема работы и цикл трехступенчатого компрессора
- 1.8. Парообразование в судовых котлах
- 1.9. Схема работы и цикл и простейшей паротурбинной установки
- 1.10. Основные понятия теплопередачи
- 2. Судовое пароэнергетическое оборудование
- 2.1. Классификация и показатели работы котельных установок
- 2.2. Газотрубные котлы
- 2.3. Принцип работы водотрубного котла
- 2.4. Вертикальный водотрубный парогенератор с естественной циркуляцией
- 2.5. Вспомогательные водотрубные котлы с принудительной циркуляцией
- 2.6. Водный режим паровых котлов
- 2.7. Топливо и его свойства
- 2.8. Топочные устройства
- 2.9. Тягодутьевые устройства
- 3. Судовые двигатели внутреннего сгорания
- 3.1. Устройство двигателя внутреннего сгорания (двс)
- 3.2. Классификация и маркировка двс
- 3.3. Принцип действия четырехтактных двс
- 3.4. Газораспределение четырехтактных дизелей
- 3.5. Принцип действия двухтактных дизелей
- 3.6. Индикаторные показатели работы двс
- 3.7. Эффективные показатели двс
- 3.8. Сравнение двух– и четырехтактных дизелей
- 3.9. Пути повышения мощности двс
- 3.10. Наддув дизелей
- 3.11. Газораспределение и продувка двухтактных дизелей
- 3.12. Образование горючей смеси в дизелях
- 3.13. Утилизация теплоты на морских судах
- 4. Судовые паровые и газовые турбины
- 4.1. Принцип действия паровых турбин
- 4.2. Активные и реактивные паровые турбины
- 4.3. Многоступенчатые турбины
- 4.4. Газовые турбины
- 5. Судовые вспомогательные установки и механизмы
- 5.1. Назначение и классификация теплообменных аппаратов
- 5.2. Основы расчета теплообменных аппаратов
- 5.3. Конструкции теплообменных аппаратов
- 5.4. Назначение и классификация судовых холодильных установок
- 5.5. Схемы работы судовых холодильных установок Одноступенчатая холодильная установка
- Холодильные установки судов для перевозки сжиженных газов
- Конструкции элементов холодильной установки
- 5.6. Общие сведения о судовых насосах и их классификация
- 5.7. Насосы объемного принципа действия
- 5.7.1. Поршневые насосы
- 5.7.2. Роторные насосы
- 5.8. Насосы гидродинамического действия
- 5.8.1. Центробежные насосы
- 5.8.2. Осевые насосы
- 5.8.3. Струйные насосы
- 5.9. Судовые палубные механизмы и устройства
- 5.9.1. Якорные и швартовные устройства
- 5.9.2. Грузовые устройства и люковые закрытия
- 5.10. Судовые рулевые машины
- 5.10.1. Назначение рулевых машин и требования к ним
- 5.10.2. Электрогидравлические рулевые машины
- 5.10.3. Телепередачи рулевых машин
- 6. Судовые системы, передачи и валопровод
- 6.1. Система смазки
- 6.2. Система охлаждения
- 6.3. Топливная система
- 6.4. Система сжатого воздуха
- 6.5. Система газовыпуска
- 6.6. Осушительная, балластная и противопожарная системы
- 6.7. Система вентиляции и кондиционирования воздуха
- 6.8. Система отопления
- 6.9. Передачи
- 6.9.1. Механические передачи
- 6.9.2. Электропередачи
- 6.9.3. Гидродинамические муфты
- 6.10. Валопровод
- 6.10.1. Назначение и устройство валопровода
- 6.10.2. Особенности работы валопровода
- 7. Судовое электрооборудование
- 7.1. Требования к судовому электрооборудованию
- 7.2. Гребные электрические установки
- Список литературы
- Суднові енергетичні установки та електрообладнання суден
- 65029, М. Одеса, Дідріхсона,8, корп.7