4.7 Мотивация
Известно, что всякая деятельность исходит из определенных мотивов и направлена на достижение определенных целей. В общем смысле мотив – это то, что побуждает человека к деятельности, а цель - то, чего он стремится достигнуть в процессе ее выполнения.
Рассмотрим с точки зрения этих понятий летную деятельность. Летчик, управляя самолетом, целесообразно изменяет положение самолета, состояние бортовых систем. Мотив, которым руководствуется летчик, - его желание и общественная необходимость выполнять полеты.
Мотивированностьдеятельности зависит об объективной, а также субъективной значимости поставленной перед летчиком задачи.
В психологии принято различать два типамотивации:
а). «короткую», когда мотивы связаны только с ближайшим будущим, и "дальнюю", если мотивы относятся к дальней перспективе. Тип мотивации определяет отношение человека к тем трудностям, с которыми он сталкивается по ходу выполнения деятельности. При "короткой" мотивации подчас даже незначительные трудности вызывают у человека желание уйти от них, сменить деятельность, поискать профессию более простую.
б). «дальняя»мотивация создает то отношение к труду, для которого характерны настойчивость, воля и упорство в преодолении трудностей.
Деятельность человека побуждается обычно одновременно несколькими мотивами, один из которых является основным, ведущим. Ведущими, как правило, являются социальные и духовные мотивы (чувство долга, ответственность за выполнение поставленной задачи и т.п.), так что при определенных условиях человек способен жертвовать материальными благами и даже самой жизнью во имя идеальных побуждений.
Формирование мотивационной сферы у пилота- важнейшая воспитательная задача. Его деятельность непрестанно связана с преодолением трудностей, опасностью, риском. В этих условиях ведущий мотив должен иметь такой уровень и такую силу, которые бы могли обеспечить в самых сложных условиях необходимую мобилизацию способностей человека, его резервов.
Одним из главных условий формирования и развития мотивационной сферы пилота является такая организация его профессиональной подготовки и профессиональной деятельности, которая бы раскрывала перспективы его развития и общественную значимость его деятельности.
Цель деятельности- это мысленно представляемый ее результат. Для пилота при управлении ВС цель его деятельности выступает как образ заданного состояния или положения объекта управления (образ - цель).
Целенаправленность- важнейшая психологическая характеристика деятельности.
Достижение поставленной цели- это не одномоментный акт. а более или менее длительный процесс, развивающийся во времени.
Конечная цель деятельностикак бы развертывается в систему частных, промежуточных задач каждая из которых реализуется путем выполнения отдельного действии. Так цель деятельности пилота рейсового самолета состоит в том, чтобы благополучно доставить пассажиров в аэропорт назначения. Выполняя эту задачу, он ставит перед собой такие промежуточные цели, как пилотирование самолета, оценка метеообстановки по трассе полета, установление связи с наземными диспетчерскими пунктами и т.д.
Мотивация - это понятие, отражающее разницу между тем, что человек в состоянии делать, и тем, что он хочет делать, а также то, что побуждает или застав- ляет человека вести себя определенным образом. Очевидно, что люди неодинаковы и их побудительные мотивы различны. Даже если отбор, обучение и проверка резуль- татов подтверждают способность человека выполнять определенную работу, в конечном итоге только мотивация определяет то, будет ли человек вести себя соответствующим образом в конкретной ситуации.
- «Можливості та обмеження людини»
- Тема 4 Основы авиационной психологии
- Тема 5 Личность. Характеристика личностных качеств пилота
- Контрольные вопросы по тестовым заданиям
- Сокращения
- Введение
- Тема 1 Человеческий фактор - основные понятия
- 1.1 Статистика авиационных происшествий
- Непосредственные причины авиационных происшествий
- Количество авиационных происшествий в процентном соотношении, случившихся из-за человеческого, технического и организационного фактора
- 1.2 Понятие безопасности полетов
- 1.3 Человеческий фактор в авиации
- Источники знаний о человеке
- 1.4 Квалификация и ограничения пилота
- 1.5 Подготовка квалифицированного пилота
- 1.5.1 Традиционный подход к «квалификации»
- 1.5.2 Подход к «профессионализму» с позиции человеческого фактора
- Тема 2 Основы авиационной физиологии и поддержания здоровья летного состава
- 2.1 Основы физиологии полета
- 2. 2 Атмосфера
- Стратопауза - пограничный слой атмосферы между стратосферой и мезосферой. В вертикальном распределении температуры имеет место максимум (около 0 °c).
- Дыхательные органы
- Дыхательная система человека
- 2.3.2 Система кровообращения человека
- Циркуляция крови через сердце человека
- Система кровообращения человека
- 2.4 Герметизация и разгерметизация воздушного судна
- 2.5 Факторы, влияющие на качество внутреннего воздуха в самолетах
- Давление
- Кислород
- Температура
- Влажность
- 2.6 Гипоксия, симптомы, период активного сознания
- 2.7 Ускорения (перегрузки). Физиологические механизмы и особенности пространственной ориентировки
- Тема 3 Человек и окружающая среда - сенсорная система
- 3.1. Центральная и периферийная нервные системы
- Сенсорная система человека
- 3.2 Восприятие
- Внешние:
- Внутренние:
- 3.3 Адаптация
- 1. Производственная:
- 2. Внепроизводственная:
- Система адаптации персонала[править | править вики-текст]
- Бинокулярное и Стереоскопическое зрение
- Спектральные зависимости относительной чувствительности человеческого глаза для дневного(красная линия) и ночного (синяя линия) зрения.
- 3.5 Слух
- 1)Физиолого-гигиеническое регламентирование авиационного шума
- 3) Индивидуальные средства защиты от авиационного шума
- 3.6 Физиологические механизмы и особенности пространственной ориентировки
- 3.7 Здоровье и личная гигиена
- 3.8 Обычные легкие заболевания
- Отличия простуды, орз, орви и гриппа.
- Особенности лечения и профилактики.
- 3.9 Проблемные вопросы для пилотов
- 3.10 Заболеваемость и дисквалификация летного состава
- 3.11 Заболеваемость, развивающаяся под влиянием летной работы
- 3.12 Профилактика отдельных заболеваний летного состава
- 3.13 Неблагоприятное влияние лекарственных препаратов, наркотиков, алкоголя и курения на летную деятельность
- Количество доз употребленного алкоголя
- 3.14 Утрата работоспособности членов летного экипажа
- Потеря работоспособности пилотирующего пилота (рf)
- При потере работоспособности командира воздушного судна – второй пилот выполняет посадку находясь на своем кресле
- Тема 4 Основы авиационной психологии
- 4.1 Основные понятия авиационной психологии
- 4.2 Обработка информации человеком: внимание и внимательность, выборность внимания, распределение и переключения внимания
- 4.3 Восприятие: иллюзии, связанные с восприятием
- 4.4 Память: сенсорная память, рабочая память, долгосрочная память, моторная память
- 4.5 Принципы и методы обучения, принуждение, мотивация и выполнение
- 4.6 Методы обучения
- 4.7 Мотивация
- 4.8 Ошибка человека и надежность
- 4.8.1 Теория и модель ошибок человека
- 4.9 Ситуативная осознанность
- 4.10 Концепция принятия решения
- 4.11 Предупреждение и исправление ошибок: управление в кабине
- 4.12 Информирование про правила безопасности
- 4.12.1 Определение склонности к совершенствованию ошибок
- 4.12.2 Определение источников ошибок
- 4.13 Коммуникации
- 4.14 Коммуникации и межличностные отношения
- Тема 5 Личность. Характеристика личностных качеств пилота
- 5.1 Индивидуальные особенности личности
- Структура личности
- 5.2 Свойства и индивидуально-типологические особенности личности Темперамент
- Характер
- Способности
- Чувства и эмоции
- 5.3 Большая и недостаточная загруженность человека
- 5.4 Стресс
- 5.5 Последствия стресса на организм пилота
- Влияние стресса на здоровье
- Стресс и круг общения
- Стресс и семья
- 5.6 Усталость (утомляемость)
- 5.7 Ритм тела и сон
- 5.8 Управление переутомлением и стрессом
- 5.9 Современная автоматизация кабины вс
- Вопросы для самоконтроля
- Контрольные вопросы по тестовым заданиям дисциплины «Возможности и ограничения человека»
- Список рекомендованных источников информации