logo search
приборы + электрообор / 1

1.4 Квалификация и ограничения пилота

Правовое положение экипажа гражданского воздушного судна определяется совокупностью норм воздушного права, регламентирующих деятельность экипажа в процессе эксплуатации воздушного судна.

Основными объектами правового регулирования являются права, обязанности, ответственность членов экипажа, требования к экипажу, его состав, классификация.

Согласно приложению 1 к Чикагской конвенции член летного экипажа определяется как лицо, на которое возложены «существенные обязанности по управлению воздушным судном в течение летного времени». Такое определение является не исчерпывающим, а служит скорее ориентиром для национальных законодательств стран - членов ИКАО

Исходя из требований, которые предъявляются к членам экипажа ВС, можно определить, что к экипажу ВС относится группа лиц (или лицо) - члены летного и кабинного экипажа, которым в установленном порядке поручено выполнение определенных обязанностей по летной эксплуатации ВС, по эксплуатации специального оборудования, обслуживанию находящихся на борту ВС пассажиров при выполнении задания на конкретный полет.

Экипаж воздушного судна, таким образом, состоит из летного экипажа (командир и другие лица летного состава) и кабинного экипажа (бортпроводники и бортоператоры).

Такое же деление предусмотрено действующими правилами международной организации ИКАО.

К летному составу экипажа относятся лица, имеющие действующее свидетельство летного состава, подготовку и опыт, необходимые для управления воздушным судном данного типа или его оборудованием.

Минимальный состав экипажа определяется Руководством по летной эксплуатации гражданского воздушного судна. Полеты воздушных судов при неполном составе не допускаются.

Летная эксплуатация воздушных судов требует от членов экипажа определенных знаний, умений, практических навыков, подтвержденных соответствующими документами. Воздушный кодекс Украины и принятые на его основе нормативные правовые акты определяют конкретные требования к экипажам гражданских воздушных судов Украины.

Многие государства - члены ИКАО установили, что членами экипажа могут быть только граждане страны, в Реестр которой занесено воздушное судно. Воздушный кодекс Украины разрешает выполнять полеты в составе экипажа ВС гражданам других государств

Для летного состава коммерческой авиации существуют «возрастные ограничения».

Не допускается к выполнению функцийкомандира воздушного судна, занятого вмеждународныхкоммерческих воздушных перевозках, лицо, достигшее:

- возраста 60лет; или

- возраста 65 лет, если выполнение полетов в экипаже с другим пилотом старше 60лет.

Не допускается к выполнениюфункций второго пилота воздушного судна, занятого вмеждународных коммерческих воздушных перевозках, лицо, достигшее возраста 65 лет.

Лица, входящие в состав экипажа, должны быть не моложе того минимального возраста, который установлен действующими нормативными правовыми актами.

Так, обладатель свидетельства коммерческого пилота, пилота многочленного экипажа должен быть старше 18 лет, а обладатель свидетельства линейного пилота - старше 21 года.