Некоторые сведения о гироскопе
В авиационных приборах гироскопом называют ротор (маховик), быстро вращающийся вокруг оси симметрии и имеющий более одной степени свободы.
Степенью свободы называется способность гироскопа вращаться или поворачиваться вокруг какой-либо оси. Число степеней свободы зависит от типа подвеса, в который помещен гироскоп.
Одностепенный гироскоп имеет одну степень свободы—вращение вокруг главной оси (оси симметрии ротора). Двухстепенный и трехстепенный гироскопы кроме вращения вокруг главной оси имеют возможность поворачиваться соответственно вокруг одной или двух взаимноперпендикулярных дополнительных осей.
Ротор двухстепенного гироскопа (см. рис. 60), кроме вращения вокруг главной оси - «х—х», имеет возможность поворачиваться вместе с рамой подвеса, относительно корпуса прибора, в котором установлен гироскоп, вокруг горизонтальной оси «у—у».
Если поворачивать корпус прибора вокруг вертикальной оси «z—z», то появится так называемый гироскопический момент, под действием которого быстровращающийся ротор гироскопа вместе с рамой повернется вокруг оси «у—у». Это свойство двухстепенного гироскопа используется для создания прибора—указателя поворота.
Свобода вращения трехстепенного гироскопа (см. рис. 61) обеспечивается карданным подвесом, который состоит из двух взаимноперпендикулярных рамок.
Ротор гироскопа, расположенный во внутренней рамке, может помимо вращения вокруг главной оси «х—х» поворачиваться вместе с рамками вокруг осей «у—у» и «z—z» относительно корпуса прибора.
Если к главной оси быстровращающегося гироскопа приложить силу F1, стремящуюся повернуть его вместе с внутренней рамкой вокруг оси «у—у», то в движение придет внешняя рамка, которая будет поворачивать главную ось гироскопа вокруг оси «z—z», т. е. в направлении, перпендикулярном действию приложенной силы.
Точно так же будет вести себя гироскоп, если приложить силу, стремящуюся повернуть главную ось гироскопа вместе с внешней рамкой вокруг оси «z—z». В этом случае движение оси гироскопа (вместе с внутренней рамкой) будет происходить вокруг оси «у—у».
Свойство трехстепенного гироскопа совершать движение в направлении, перпендикулярном действию приложенной силы, называется прецессией.
Угловая скорость прецессии определяется не временем действия силы, а ее величиной. По прекращении действия силы прецессия прекращается мгновенно.
Если на гироскоп не действуют никакие внешние силы, то угловая скорость прецессии будет равна нулю и такой гироскоп сохранит неизменным положение своей главной оси в пространстве. Как бы ни поворачивался кopnyc прибора, где установлен трехстепенный гироскоп, рамки карданного подвеса будут обкатываться вокруг ротора, направление оси которого сохраняется прежним.
Гироскоп, на который не действуют никакие внешние силы, называется свободным. Свойство свободного гироскопа сохранять направление своей главной оси неизменным в пространстве, наряду с безинерционностью движения гироскопа, а также нечувствительность его к кратковременным ударным нагрузкам определяют широкое использование трехстепенного, гироскопа в таких приборах, как авиагоризонты, гирополукомпасы и др.
Следует однако отметить, что применяемый в авиаприборах гироскоп в результате наличия некоторой несбалансированности и под действием сил трения все время прецессирует — «уходит» с заданного положения, хотя и с очень небольшой угловой скоростью. Кроме того, по отношению к земле, вследствие ее суточного вращения, такой гироскоп будет менять свое положение, совершая так называемое кажущееся движение. Поэтому в указанных авиаприборах для компенсации «ухода» гироскопа применяются специальные коррекции.
Основные свойства гироскопа.
Для облегчения изучения свойств гироскопа принято понятие «свободный гироскоп» т.е. гироскоп, на который не действуют никакие внешние силы. Поэтому главная ось гироскопа остается неподвижной в пространстве. К сожалению, практически получить свободный гироскоп невозможно. Наряду с понятием «свободный гироскоп» в технике существует понятие «технический гироскоп», у которого хотя бы в незначительной степени появляются несбалансированность ротора гироскопа и трение в осях карданового подвеса.
Свободный (идеальный) гироскоп обладает следующими основными свойствами:
а) если на гироскоп не действует внешняя сила, то главная ось гироскопа сохраняет неизменным свое направление в мировом пространстве;
б) если к главной оси гироскопа приложить внешнюю силу, то он отклоняется не в том направлении, в котором действует сила, а в направлении, перпендикулярном действию силы: это движение главной оси гироскопа называется прецессией;
в) быстро вращающийся ротор гироскопа не реагирует на кратковременно приложенную внешнюю силу и удары.
Технический гироскоп обладает теми же основными свойствами, что и свободный гироскоп. Различие заключается лишь в том, что для технического гироскопа первое основное свойство формулируется несколько иначе, а именно: главная ось технического гироскопа стремится сохранить неизменным свое направление в мировом пространстве.
Второе и третье свойства в одинаковой степени принадлежат как свободному, так и техническому гироскопу. Перечисленные свойства гироскопа положены в основу конструкции таких приборов, как указатель поворота, авиагоризонт, гиромагнитный компас, автопилот и другие приборы.
В эксплуатации, во избежание повреждения гироскопов, все гироскопические приборы должны быть при рулении включены и разарретированы. Сокращать время готовности прибора к работе перед взлетом запрещается.
- Методическое пособие
- Измерители высоты полета
- Приемники и магистрали воздушных давлений не самолете
- Измерители скоростей полета
- Указатель числа м.
- Датчики истинной воздушной скорости.
- Приборы для измерения вертикальной скорости
- Курсовые приборы и системы
- Магнитные компасы.
- Понятие о гироскопе
- Элементы теории гироскопов
- Кориолисово ускорение
- Гироскопический момент
- Некоторые сведения о гироскопе
- Указатель поворота эуп-53
- Датчик угловой скорости (дус)
- Выключатель коррекции вк-53рб
- Курсовые системы
- Режим гирополукомпаса (гпк)
- Инерциальные навигационные системы
- Раздел 6 Средства контроля за работой оборудования бортовых систем;
- Средства объективного контроля (сок)
- Бортовые регистраторы полетной информации
- Принцип работы сок
- Раздел 7
- Система управления самолетом
- Управление рулями
- Управление электромеханизмами полетных полетных загружателей
- Триммирование полетных пружинных загружателей
- Система перемещения закрылков
- Автоматический режим управления
- Режим автоматической синхронизации
- Ручной режим управления
- Управление предкрылками
- Подканал синхронизации предкрылков
- Управление стабилизатором
- Автоматическое управление стабилизатором
- Ручное управление стабилизатором
- Назначение, состав системы управления выпуском и уборкой шасси
- Гидравлические системы самолетов
- Гидравлическая система характеризуется:
- Характеристики рабочих жидкостей
- Гидравлические насосы и двигатели
- Силовые цилиндры
- Конструктивные узлы силовых цилиндров
- Гидравлические следящие устройства
- Распределительные устройства
- Фильтрация жидкостей
- Пневматические системы
- Воздушная система. Общие сведения.
- Пневматический привод
- Агрегаты гидросистем:
- Автопилот
- Автопилоты принято классифицировать по следующим основным признакам.
- Раздел 8
- Высотное, защитное и специальное оборудование
- Летательных аппаратов
- Влияние воздушной среды на организм человека
- Краткие сведения о физиологии дыхания человека
- Явление кислородного голодания
- Боли, возникающие в организме человека при изменении давления воздуха, и взрывная декомпрессия
- 1.Боли, возникающие в закрытых и полузакрытых полостях организма.
- 2.Боли в суставах и тканях организма.
- 3. Взрывная декомпрессия.
- 4. Влияние на организм человека температуры и влажности воздуха.
- Влияние пониженного содержания кислорода на состояние человека.
- Обеспечение заданных физиологических условий в кабинах самолетов
- 1. Основные физиолого-гигиенические требования, предъявляемые к условиям в кабинах пассажирских самолетов
- 2. Способы технического обеспечения высотных полетов пассажирских самолетов
- Требования, предъявляемые к высотному оборудованию
- Кислородная система.
- Кислородный прибор кп-24м
- Средства для защиты от огня и дыма кабины и людей
- Высотное снаряжение
- Электрический обогрев и кондиционирование воздуха
- Противообледенительное оборудование самолетов
- Сигнализатор обледенения планера со-121 вм
- Тепловые противообледенительные системы.
- Обогрев всу.
- Системы пожаротушения
- Система нейтрального газа (н.Г.)
- Система обнаружения дыма
- Ручные огнетушители.
- Аварийные ситуации на борту вс и факторы угрозы для пассажиров и членов экипажа.
- Пожар на борту вс и его последствия.
- Разгерметизация кабин вс.
- Аварийная посадка на сушу и на воду.
- Бортовое аварийно-спасательное оборудование (басо)
- Состав acо:
- Средства размещения и фиксации людей.
- Аварийная маркировка (наружная и внутренняя).
- Аварийное освещение.
- Бортовые средства эвакуации людей (надувные трапы, жёлоба).
- Индивидуальные и групповые плавсредства.
- Надувные трапы.
- Раздел 9 Компоновка бортового оборудования на летательных аппаратах
- Выбор оборудования, входящего в навигационно-пилотажный комплекс
- Внутренние и внешние связи комплексов
- Компоновка оборудования в кабинах экипажа
- Специальные отсеки для оборудования
- Способы отвода тепла из тех-отсеков
- Список литературы
- Раздел 5