logo search
Упр-е П_4

3.1.4. Анализ тенденций развития инвестиционной сферы

Перспективы развития управления проектами в России нельзя рассма­тривать изолировано от перспектив перестройки экономики и общества в целом. Только окончательный демонтаж командно-административной системы, переход экономики на рельсы рынка и интеграция с мировой экономической системой могут поднять управление проектами в России на качественно новую ступень. В то же время Управление проектами как признанная эффективная методика осуществления целенаправленных крупномасштабных изменений прежде всего само призвано сыграть положительную роль как в переходный период формирования экономики и общества, так и в период их последующего стабильного функционирования и развития. В целом управление проектами при разумном его использовании даст необходимый импульс и новые возможности для преодоления кризиса с минимальными потерями и быстрейшего возрождения России.

В этой связи для определения основных направлений развития Управления проектами в нашей стране необходим прогноз развития инвестиционной сферы

Рис. 49. Внешнее окружение управления проектами в России.

на ее пути к рынку. Это на наш взгляд необходимо и целесообразно по крайней мере по трем причинам:

Во-первых, инвестиционная сфера и тесно связанное с ней капитальное строительство призваны обеспечить ускоренное создание и обновление основных фондов национальной экономики, предназначенных для стабилизации и развития производства и решения насущных социально-экономических проблем. Роль этой сферы деятельности особенно важна в период структурной перестройки экономики страны и вывода ее из кризисного состояния.

Во-вторых, поскольку сущностью инвестиционно-строительной деятель­ности является осуществление различных инвестиционных программ и проектов, то именно эта сфера как во всем мире,- так и в нашей стране, является традиционной сферой эффективного применения Управления проектами. Именно здесь накоплен богатый опыт и имеется целый арсенал методов и средств УП, которые уже сейчас могут быть успешно использованы.

И, наконец, нельзя не отметить, что в условиях проводимых реформ сама инвестиционно-строительная сфера претерпевает коренные изменения. К важнейшим из них относятся:

- структурная- перестройка экономики страны, в том числе и инвестиционной политики;

- разгосударствление и приватизация организаций и предприятий и трансформирование их производственных и организационных структур;

- изменение хозяйственных механизмов и переход на экономические методы управления;

- разрушение структур централизованного управления инвестиционной деятельностью, строительным комплексом и его материально-техническим обеспечением;

- демонополизация производства и сбыта и появление новых рынков и конкуренции;

- изменение системы управления и регулирования в этой сфере и многое другое.

Очевидно, что всем этим изменениям необходимо придать тщательно продуманный, целенаправленный и скоординированный характер. Для всего этого нужны новые идеи и нетрадиционные подходы. Без сомнения, одним из таких подходов должно стать Управление проектами, как проверенный способ управления "изменениями", обрекающий их на успех.

Так каковы же тенденции изменений в инвестиционной сфере?

Для понимания этого обратимся к недавнему прошлому и посмотрим, что представляла собой эта сфера деятельности.

Во-первых, инвестиционная сфера никогда не являлась целостной структурой с механизмом рациональных и направленных воздействий на инвестиционную политику. Инвестиционный процесс не формировался как единая система взаимодействия всех его участников с общей конечной целью, достижение которой было бы экономически выгодно для каждого из них. Сам же процесс был расчленен на ряд слабо связанных стадий и этапов, а его участники были разобщены. При этом одни инстанции определяли что и где нужно строить, другие - планировали капитальные вложения и лимиты, на проектные, подрядные работы, труд, зарплату и ресурсы; третьи - выступали в роли заказчиков, четвертые - проектировали, и также раздельно шло строительство, изготовление и поставка оборудования, его пуск, наладка и эксплуатация. Причем у инвестиционного цикла создания мощности как объекта не было единого хозяина, не было "дирижера", координирующего действия всего "оркестра" - многочисленных участников инвестиционного проекта.

Наиболее глубокое разделение в инвестиционной сфере было между собственно инвестиционной и строительной ее частями. Первая была прерога­тивой Госплана и Минфина и отчасти ведомств заказчика. ' Вторая - представ­лена строительным комплексом, в который входили государственные подрядные строительные, монтажные организации, предприятия промышленности стройматериалов и стройиндустрии, механизации и транспорта, проектные и научно-исследовательские организации и др. Строительный комплекс имел следующую иерархическую структуру управления: наверху пирамиды - Зампред Совмина СССР, далее строительные союзные и республиканские министерства, входящие в них территориальные главки и объединения, далее - тресты и другие низовые производственные организации и структуры. Планирование начиналось от выделения Госпланом капитальных вложений и различных лимитов, которые затем распределялись по иерархии управления вплоть до объектов и бригад. Вместе с этим сверху донизу спускались и плановые задания, выполнение которых контролировалось и по которым шел обратный поток разнообразной отчетности. За многие годы в условиях монополизма производителя и подрядчика, при затратном хозяйственном механизме, свойственном планово-распределительной экономике, строительный комплекс вырос в громоздкую систему ресурсно-ориентированных организационных структур, требующих постоянного увеличения объемов работ и потребляющих огромное количество ресурсов для своего жизнеобеспечения. И уже проекты и объемы набирались под эти мощности, а не наоборот. Естественно, что по мере роста строительного комплекса настал момент, когда эффективность его работы стала заметно снижаться. Возрастал объем незавершенного строительства, сокращалось выполнение плана ввода производственных мощностей и объектов, и это при общем росте объемов строительно-монтажных работ, прибыли и зарплаты в подрядных организациях. Так, к 1988 году план ввода в действие важнейших производственных мощностей, включенных в госзаказ, был выполнен на 68%. А уже за первое полугодие 1993 года из 337 плановых объектов был введен в эксплуатацию лишь один. Одной из. важнейших причин такого положения, наряду с прочими, является то, что в сложной структуре управления инвести­ционной сферы ни одно из звеньев не отвечало за каждый из инвестиционных проектов в целом. В сложившейся системе управления не оказалось органа, ответственного за осуществление всего инвестиционного проекта.

Да, старая система организации и управления инвестиционной деятель­ностью была громоздка, неповоротлива, однобока, а потому и мало эффективна. Но она работала!

Сейчас она практически разрушена: нет Госплана, нет Госснаба, упразд­нены строительные министерства и входившие в их состав территориальные и специализированные Главки и объединения. Однако, большинство низовых предприятий остались и продолжают работать. Во многих из них изменилась форма собственности, организационная и производственная структура, произо­шла диверсификация видов деятельности. При сокращении централизованных инвестиций и общем спаде экономики объемы работ резко сократились. Однако, ресурсная ориентация большинства организационных структур по традиции сохранилась. Все это привело к весьма плачевному состоянию инвестиционного процесса. Продолжительность инвестиционного цикла создания объектов и комплексов еще более увеличилась, рост "незавершенки" продолжается, а ввод в действие новых фондов стал редким праздником.

Стало очевидным, что изменение политико-правовых, социально-экономи­ческих и других общественных отношений в нашем государстве, происходящие и грядущие изменения в экономике в связи с переходом к рынку, требуют

поиска новых форм организации и управления инвестиционной деятельностью, ориентированных на ее конечные результаты. Должны быть найдены такие формы, которые позволят нормализовать инвестиционную деятельность. Под нормализацией здесь мы понимаем, если обратиться к рис. 48, перевод инвести­ционной деятельности из иррациональной зоны, где она сейчас находится и где средняя продолжительность инвестиционного цикла в 3,5-4 раза выше по сравнению с мировым уровнем, в нормальную мну, где инвестиционный процесс соответствует минимальным затратам и осуществляется в сроки, сопоставимые с уровнем технически развитых стран [125], [12б].

Как показывает мировой опыт, путь к нормализации в инвестиционной сфере лежит через создание проектно- или объектно-ориентированных организа­ционных и производственных структур и использование подходов и методов целевого управления инвестиционными проектами и программами [127].

Так как же структурно будет выглядеть нормализованная инвестиционная сфера? Что она должна собой представлять в условиях рынка'?

Принимая во внимание установившиеся тенденции в развитии нашей экономики, ее инвестиционной сферы и мировой опыт, а также приведенный выше анализ, можно с достаточно высокой достоверностью предсказать, что во время активного перехода к рынку инвестиционная сфера будет трансфор­мироваться в структуру, включающую четыре основных сбалансированных и тесно взаимодействующих компонента, которые мы попытались изобразить на рис. 50. Этими компонентами будут:

• Проектно- или объектно-ориентированные формы целевого профессио­нального управления и инжиниринга, создаваемые на базе реорганизации структур заказчика, генподрядчика, и образования новых организаций и фирм профессионального управления инвестиционными проектами и стройками на основе контракторных форм и методов управления проектами, призванных обеспечить резкое ускорение ввода объектов и освоение мощностей при повышении эффективности инвестиций.

• Ресурсно-ориентированные формы, образующие рынок мощностей строительного комплекса, состоящий из реорганизованных и вновь созданных, демонополизированных, преимущественно приватизированнных организаций, предприятий и фирм, обеспечивающих выполнение по контрактам необходимых работ, услуг и поставок.

• Рыночная инфраструктура - банки, инвестиционные компании и агенства, биржи, страховые компании, рекламные агенства, брокерские конторы, консультационные фирмы и др. структуры, призванные обеспечить на рынке движение потоков инвестиционных, финансовых и материально-технических ресурсов.

• Информационная инфраструктура, обеспечивающая движение информа­ционных потоков и удовлетворение новых информационных потребностей участников инвестиционного процесса в рыночных условиях.

Рис. 50. Структура инвестиционного комплекса, функционирующего в условиях рынка.

Образно говоря, инвестиционная сфера в условиях рынка должна представлять гармонично развитый, хорошо сбалансированный механизм, состоящий из необходимых органов, обеспечивающих его нормальную жизнедеятельность:

• "Голова с развитым мозгом" - объектно-ориентированные формы организации и управления инвестиционными процессами.

• Исполнительные органы - ресурсно-ориентированные структуры.

• Жизнеобеспечивающие системы - рыночная инфраструктура.

• Нервная система - информационная инфраструктура и средства коммуникаций.

В условиях гармоничного развития инвестиционной сферы, отвечающей требованиям и запросам рынка, принципиально по-новому должна осущест­вляться инвестиционная деятельность. В оптимизации и управлении инвести­ционным процессом важную роль должны играть проектно-ориентированные формы, структуры и управление проектами. Для осуществления каждой конкрет­ной программы и проекта создается "команда проекта" во главе с Руководителем проекта - профессиональная проектно-ориентированная структура. Команда проекта разрабатывает стратегию и план реализации проекта, и в соответствии с его потребностями формирует на конкурсной основе структуру и состав исполнителей, т.е. временную производственную систему, предназначенную для достижения конечных целей проекта в установленные сроки и в рамках бюджета проекта. Формирование такой системы осуществляется на базе ресурсно-ориентированных организаций и рыночной инфраструктуры на контрактной основе. После завершения проекта временная часть команды и производственная система проекта распускаются и исполнители и техники возвращаются в свои организации. Ресурсно-ориентированные организации планируют свою деятель­ность, исходя из потребностей рынка инвестиций, проектов и работ. Они обеспечивают социально-экономическое и научно-техническое развитие органи­зации, подготовку и повышение квалификации сотрудников, заботятся об их занятости и т.д. В каждом проекте организация несет ответственность только за ту часть работ, которая поручена ей по контракту.

Переход к проектно-ориентированным формам инвестиционной деятель­ности является естественным неотвратимым процессом при переходе к рыночной экономике. И он по сути уже начался. Однако, "без руля и ветрил" он может протекать медленно и болезненно. Для ускорения перехода, придания ему осмысленного, целенаправленного характера необходима разработка комплекса мероприятий, включающих создание законодательной и нормативно-правовой базы, научно-методическое обеспечение, подготовку и переподготовку кадров, разработку и опробование проектно-ориентированных систем, а также обеспечение им государственной поддержки для повсеместного распространения.

Надо заметить, что Госстроем России по инициативе СОВНЕТ и ЦНИИЭУС такая работа уже проводится. Однако, ей требуется придание более динамичного и масштабного характера.