logo search
приборы + электрообор / 1

1.5.1 Традиционный подход к «квалификации»

В качестве общих требований к лицам, находящимся в составе экипажа, относятся специальная подготовка и знание авиационной техники в объеме предъявляемых к ним требований.

Кроме того, согласно руководящих документов к членам экипажа предъявляется ряд специальных требований.

Так, обладатель свидетельства коммерческого пилота должен продемонстрировать знания в следующих областях:

- законы и правила, касающиеся выполнения функций обладателя свидетельства коммерческого пилота;

- основы полета;

- общие знания конструкции воздушных судов применительно к соответствующему виду воздушных судов;

- принципы эксплуатации и работы силовых установок, системы приборного оборудования, эксплуатационных ограничений;

- эксплуатационных данных из Руководства по летной эксплуатации;

- авиационной метеорологии;

- аэронавигации и т.д.

Обладатель свидетельства должен продемонстрировать способность выполнять в качестве командира воздушного судна соответствующие схемы-маневры, должен уметь управлять воздушным судном в пределах ограничений его летно-технических характеристик, принимать правильные решения в процессе выполнения полетов и т.д.

Пригодность членов экипажа к летной работе по состоянию здоровья определяется врачебно-летными экспертными комиссиями (ВЛЭК) гражданской авиации на основе требований соответствующих Федеральных авиационных правил.

Обязательному медицинскому освидетельствованию подлежат:

- кандидаты, поступающие в учебные заведения гражданской авиации по подготовке пилотов;

- члены летного экипажа: пилоты коммерческой авиации, линейные пилоты авиакомпаний

Срок действия медицинского заключения пилотов коммерческой авиации и линейного пилота не превышает 12 месяцев.

Особые требования предъявляются к пилотам старше 40 лет. При медицинском освидетельствовании летного состава заполняется медицинская книжка установленного образца.

С определенной периодичностью организовано медицинское наблюдение за летным составом в межкомиссионный период. Так, медицинский осмотр для пилотов проводится каждые три месяца.

Признавая за командиром воздушного судна (КВС) право «в целях обеспечения безопасности полета ВС отдавать распоряжения любому находящемуся на борту воздушного судна лицу и требовать их исполнения; право применять все необходимые меры, в том числе меры принуждения, в отношении лиц, которые своими действиями создают непосредственную угрозу безопасности полетов воздушного судна и отказываются подчиняться распоряжениям командира воздушного судна...», Воздушный кодекс Украины тем самым устанавливает принцип единоначалия на борту воздушного судна.

Обязанности и права командира воздушного судна и других членов экипажа весьма многообразны, многоплановы; реализация их зависит от различных обстоятельств. С разной степенью детализации они изложены в ряде нормативных актов воздушного права.

Взяв за основу их содержательную сторону, можно провести разделение функций экипажа на две группы.

Первая группа носит общий характер и проявляется в течение всего периода работы того или иного члена экипажа. Этот период ограничен временем действия трудового договора и определяется в основном квалификацией специалиста.

Вторая группа носит сугубо специфичный характер и проявляется при выполнении конкретного полета. Правовой статус каждого члена экипажа в этом случае определяется действующими нормами права, регламентирующими их работу как специалиста, и обязанностью подчиняться и выполнять все требования командира воздушного судна.

В зависимости от принадлежности к одной из рассмотренных выше групп устанавливаются различные виды правоотношений между членами экипажа и, соответственно, происходит реализация различных прав и обязанностей.

Несмотря на общий принцип единоначалия, действующий на борту воздушного судна, воздушным законодательством предусмотрены случаи, когда один из членов экипажа не только должен, но и обязан вмешаться в действия командира воздушного судна.

Основной целью такого вмешательства является устранение явной угрозы безопасности выполняемого полета.

В воздушном праве Украины не существует специального акта, в котором были бы унифицированы вопросы ответственности командира воздушного судна и других членов экипажа. Каждый из видов ответственности: дисциплинарная, административная, уголовная, материальная, гражданско-правовая - предусмотрен соответствующими правовыми нормами различных отраслей права.