Источники знаний о человеке
Человеческий фактор в авиацииможет быть определён как набор присущих людям – авиаторам физиологических и психологических возможностей и ограничений, которые, в случае непринятия их во внимание, могут стать причиной неправильных действий.
Определение понятия человеческого фактора, предложенное профессором Элвином Эдвардсом, гласит, что «Человеческий фактор имеет целью оптимизировать взаимоотношения между людьми и их деятельность путем систематического применения знаний о человеке, интегрированных рамками конструирования систем».
Человеческий фактор – прикладная дисциплина, которая путем системного применения науки о человек, имеет цель оптимизировать взаимоотношения между людьми и их деятельность в процессе конструирования и использования систем.
Обеспечение безопасности полетов, т. е. их выполнение без нарушений здоровья и работоспособности летного состава и пассажиров, а также без нанесения ущерба воздушным судам, грузам и наземным средствам обеспечения полетов — важнейшая задача всех служб гражданской авиации.
Мероприятия по обеспечению безопасности полетов включают три основных и относительно самостоятельных направления:
- обеспечение конструктивно-эксплуатационной надежности ВС, их оборудования и наземных средств обслуживания;
- обеспечениеправильной организации и управления полетами и руководство персоналом, их обеспечивающим;
- обеспечениенадежности работы экипажа ВС и диспетчера.
Человеческий Фактор(ЧФ) - это учение об обеспечении надежности авиационно-транспортной системы (АТС), основу которого составляют взаимодействие компонентов АТС:
экипажа,
авиатехники и
- рабочей среды;
- причины и механизмы нарушения их взаимодействия;
- методы профилактики.
Как научная дисциплина ЧФ объединяет: философию, физиологию, педагогику, социологию, медицину, эргономику и др., изучающие деятельность и поведение человека в различных условиях.
В возникновении летных происшествий и предпосылок к ним технические и технологические причины играют в наше время в отличие от начального периода развития авиации относительно малую роль. Ведущее место прочно заняли при- чины «человеческого» происхождения, объединяемые понятием «личностный фактор» и «человеческий фактор». Около 65—70% всей авиационной аварийности в мире за последние годы вызвано этими факторами.
Личностный фактор- характеризует индивидуальные возможности специалистов :
- уровень профессиональной подготовки
- физическое и психофизиологическое состояние здоровья
- дисциплинированность и др. индивидуальные особенности.
Цель профилактики ошибок, что обусловлены личностным фактором, обязана предопределяться в выявлении конкретных недостатков того или иного авиаспециалиста, которые относятся к этой сфере, и их устранение путем проведе ния работы с этими специалистами.
Человеческий фактор – понимается психофизиологические возможности человека, что присущи всем людям, которые владеют подготовкой, необходимой для профессиональной деятельности, которая проявляется во взаимодействии специалистов с техникой.
Ошибочные действия, которые обусловлены «человеческим фактором» характеризуются такими отличиями :
- стабильностьюповторения ошибок в одних и тех же условиях независимо от конкретной личности персонала и уровня его подготовки.
- независимость ошибок от типа воздушного судна.
Предупреждение ошибочных действий, обусловленных «человеческим фактором»,обязаны решаться путем эргономичного совершенствования техники до уровня соответствия психологических возможностей.
Понятия «ЛФ» и«ЧФ» иногда объединяют в общее понятие«человеческий фактор».
В авиационной практике необходимо придерживаться строгого разграничения этих понятий,т.к. это необходимо для объективной классификации причин аварийности и определения объектов (направлений) профилактической работы.
Действия человека во многих случаях были причиной авиационных происшествий. Чтобы добиться уменьшения числа происшествий, необходимо глубже понять роль человеческого фактора в авиации, а накопленные знания применять в профилактических целях. Под профилактическими мерами понимается, что знания о человеческом факторе должны находить применение и интегрироваться в процессе проектирования и сертификации систем, а также при выдаче свидетельств персоналу, то есть до того, как системы начнут эксплуатироваться, а персонал приступит к выполнению своих профессиональных обязанностей.
Распространение информации о человеческом факторе дает авиационной администрации единственную наиболее действенную возможность сделать авиацию более безопасной и эффективной.
Человеческий фактор в авиации— это совокупность стойких или временных психологических особенностей лиц летного состава и диспетчеров УВД, непосредственно связанных с причинностью летных происшествий, отягощением аварийных ситуаций или инцидентов к ним. Только те свойства или особенности личности, которые причинно обусловили возникновение АП, предпосылки к нему или привели к усугублению аварийной ситуации, могут быть включенными в личный фактор.
- «Можливості та обмеження людини»
- Тема 4 Основы авиационной психологии
- Тема 5 Личность. Характеристика личностных качеств пилота
- Контрольные вопросы по тестовым заданиям
- Сокращения
- Введение
- Тема 1 Человеческий фактор - основные понятия
- 1.1 Статистика авиационных происшествий
- Непосредственные причины авиационных происшествий
- Количество авиационных происшествий в процентном соотношении, случившихся из-за человеческого, технического и организационного фактора
- 1.2 Понятие безопасности полетов
- 1.3 Человеческий фактор в авиации
- Источники знаний о человеке
- 1.4 Квалификация и ограничения пилота
- 1.5 Подготовка квалифицированного пилота
- 1.5.1 Традиционный подход к «квалификации»
- 1.5.2 Подход к «профессионализму» с позиции человеческого фактора
- Тема 2 Основы авиационной физиологии и поддержания здоровья летного состава
- 2.1 Основы физиологии полета
- 2. 2 Атмосфера
- Стратопауза - пограничный слой атмосферы между стратосферой и мезосферой. В вертикальном распределении температуры имеет место максимум (около 0 °c).
- Дыхательные органы
- Дыхательная система человека
- 2.3.2 Система кровообращения человека
- Циркуляция крови через сердце человека
- Система кровообращения человека
- 2.4 Герметизация и разгерметизация воздушного судна
- 2.5 Факторы, влияющие на качество внутреннего воздуха в самолетах
- Давление
- Кислород
- Температура
- Влажность
- 2.6 Гипоксия, симптомы, период активного сознания
- 2.7 Ускорения (перегрузки). Физиологические механизмы и особенности пространственной ориентировки
- Тема 3 Человек и окружающая среда - сенсорная система
- 3.1. Центральная и периферийная нервные системы
- Сенсорная система человека
- 3.2 Восприятие
- Внешние:
- Внутренние:
- 3.3 Адаптация
- 1. Производственная:
- 2. Внепроизводственная:
- Система адаптации персонала[править | править вики-текст]
- Бинокулярное и Стереоскопическое зрение
- Спектральные зависимости относительной чувствительности человеческого глаза для дневного(красная линия) и ночного (синяя линия) зрения.
- 3.5 Слух
- 1)Физиолого-гигиеническое регламентирование авиационного шума
- 3) Индивидуальные средства защиты от авиационного шума
- 3.6 Физиологические механизмы и особенности пространственной ориентировки
- 3.7 Здоровье и личная гигиена
- 3.8 Обычные легкие заболевания
- Отличия простуды, орз, орви и гриппа.
- Особенности лечения и профилактики.
- 3.9 Проблемные вопросы для пилотов
- 3.10 Заболеваемость и дисквалификация летного состава
- 3.11 Заболеваемость, развивающаяся под влиянием летной работы
- 3.12 Профилактика отдельных заболеваний летного состава
- 3.13 Неблагоприятное влияние лекарственных препаратов, наркотиков, алкоголя и курения на летную деятельность
- Количество доз употребленного алкоголя
- 3.14 Утрата работоспособности членов летного экипажа
- Потеря работоспособности пилотирующего пилота (рf)
- При потере работоспособности командира воздушного судна – второй пилот выполняет посадку находясь на своем кресле
- Тема 4 Основы авиационной психологии
- 4.1 Основные понятия авиационной психологии
- 4.2 Обработка информации человеком: внимание и внимательность, выборность внимания, распределение и переключения внимания
- 4.3 Восприятие: иллюзии, связанные с восприятием
- 4.4 Память: сенсорная память, рабочая память, долгосрочная память, моторная память
- 4.5 Принципы и методы обучения, принуждение, мотивация и выполнение
- 4.6 Методы обучения
- 4.7 Мотивация
- 4.8 Ошибка человека и надежность
- 4.8.1 Теория и модель ошибок человека
- 4.9 Ситуативная осознанность
- 4.10 Концепция принятия решения
- 4.11 Предупреждение и исправление ошибок: управление в кабине
- 4.12 Информирование про правила безопасности
- 4.12.1 Определение склонности к совершенствованию ошибок
- 4.12.2 Определение источников ошибок
- 4.13 Коммуникации
- 4.14 Коммуникации и межличностные отношения
- Тема 5 Личность. Характеристика личностных качеств пилота
- 5.1 Индивидуальные особенности личности
- Структура личности
- 5.2 Свойства и индивидуально-типологические особенности личности Темперамент
- Характер
- Способности
- Чувства и эмоции
- 5.3 Большая и недостаточная загруженность человека
- 5.4 Стресс
- 5.5 Последствия стресса на организм пилота
- Влияние стресса на здоровье
- Стресс и круг общения
- Стресс и семья
- 5.6 Усталость (утомляемость)
- 5.7 Ритм тела и сон
- 5.8 Управление переутомлением и стрессом
- 5.9 Современная автоматизация кабины вс
- Вопросы для самоконтроля
- Контрольные вопросы по тестовым заданиям дисциплины «Возможности и ограничения человека»
- Список рекомендованных источников информации