Тема 1. Качество и уровень качества машин и их измерители
В комплексной системе управления качеством продукции, разработка и внедрение которой на предприятиях СССР происходили в 1970-х – начале 1980-х гг., были стандартизованы такие понятия, как «качество», «технический уровень», «уровень качества». Эти понятия имеют свои границы и отличия .
Качество — это существенная определенность предмета (объекта), которая проявляется в совокупности его свойств, выражает целостную характеристику функционального единства существенных его свойств, его внутренней и внешней определенности, относительной устойчивости.
Под качеством продукции понимается совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Здесь следует подчеркнуть две существенные стороны этого определения. Первая отражает совпадение содержания философской категории «качество» и понятия «качество продукции» (качество как совокупность свойств). Вторая выявляет специфическую особенность определения «качество продукции» — выделение такой характеристики как функциональная полезность продукции, т.е. качество продукции рассматривается не просто как существенная ее определенность, а как такая совокупность свойств, которая способна удовлетворять определенным функциональным требованиям.
Но когда возникает необходимость сравнивать друг с другом различные объекты (прежде всего объекты одного и того же функционального назначения) с различными совокупностями свойств, оценивать, в какой степени они удовлетворяют определенные потребности в соответствии с их назначением, тогда мы переходим к понятию «уровень качества продукции». Это оценочный показатель, характеризующий, насколько один объект лучше другого (или других) удовлетворяет потребности в соответствии с его функциональным назначением. При этом сами потребности становятся нормативом уровня качества.
Уровень качества продукции (машины) можно определить как степень удовлетворения совокупностью свойств (качеством) этой продукции (машины) некоторых потребностей или потребности. Рост уровня качества приводит к увеличению потребительной стоимости машины и, следовательно, к росту ее цены.
Таким образом, при анализе, прогнозировании, планировании развития машин, управлении этим развитием важным является не просто качество машины (как совокупность ее свойств), а прежде всего уровень ее качества, т.е. то, в какой степени данная совокупность свойств машины удовлетворяет определенные потребности (как отдельного потребителя, так и общества в целом)
Технический уровень машины является соподчиненным по отношению к уровню качества, поскольку он отражает степень соответствия только технических свойств, прежде всего техническим, а также некоторым социальным и экологическим требованиям. При этом технический аспект уровня качества выражается в оценке того, насколько полно выполняются функциональные требования к машине, т.е. требования производить в единицу времени определенный объем продукции или работы установленного уровня качества,
Социальный аспект уровня качества заключается в степени изменения условий и характера труда при использовании данной машины в соответствии с социальными потребностями общества.
Экологический аспект уровня качества выражается в степени соответствия параметров машины требованиям (стандартам, нормативам, условиям) по охране окружающей среды и использованию природных ресурсов.
Кроме указанных аспектов, существует еще и экономический аспект уровня качества машины, который проявляется как в процессе ее производства, так и во время ее использования в сфере применения в соответствии с ее назначением. Он выражается в степени экономии затрат труда, материальных и энергетических ресурсов, в экономии времени при производстве и эксплуатации машины, т.е. экономическим эффектом, получаемым в сферах производства и эксплуатации машины.
Уровень качества можно оценивать с помощью единичных, комплексных и интегральных показателей. Единичные показатели характеризуют отдельные свойства машины, а комплексные и интегральные являются «сверткой» единичных.
Единичные показатели объединяются в такие группы: классификационные, назначения, надежности, технологичности, эргономические, стандартизации и унификации, патентно-правовые, технической эстетики, экономические.
Классификационные показатели характеризуют типоразмер оцениваемой машины.
Показатели назначения характеризуют эксплуатационно-технологические возможности машины и ее конструктивные особенности (тип силового привода, тип трансмиссии, рабочая и транспортная скорости, высота подъема груза, наличие системы автоматизации управления рабочими процессами и т.д.).
Показатели надежности, как правило, следующие: срок полезного использования, удельная суммарная трудоемкость технического обслуживания, наработка на отказ, коэффициент технического использования.
К показателям технологичности обычно относятся удельная материалоемкость, коэффициент сборности, а для машин, находящихся в серийном производстве, еще и удельная трудоемкость.
Эргономические показатели позволяют определить степень соответствия машин антропометрическим, биомеханическим, физиологическим и психологическим особенностям человека-оператора. Особенностью этих показателей является то, что их номенклатура и значения регламентированы соответствующими нормативными документами.
Из многочисленных параметров стандартизации и унификации обычно используются такие, как коэффициент применяемости, характеризующий долю типовых (заимствованных, унифицированных и т.п.) деталей в данной машине, и коэффициент повторяемости, оценивающий внутри машинную унификации:
Патентно-правовые показатели дают возможность оценить патентную чистоту машины (показатель территориального распространения) и уровень патентной защиты машины в России и за рубежом.
Показатели технической эстетики характеризуют композиционную целостность формы, ее функциональную целесообразность и товарный вид машины.
В экономические показатели обычно включают такие, как цена машины, затраты на эксплуатацию и др. В некоторых случаях к ним добавляют коэффициент повышения производительности по сравнению с заменяемой моделью.
Системы и методы управления уровнем качества продукции
Идея управления качеством продукции на всех стадиях ее жизненного цикла была реализована в СССР в 1980-е гг. в виде систем управления качеством продукции (ОС УКП), Однако с точки зрения повышения уровня качества выпускаемой продукции и ее конкурентоспособности, практические результаты их внедрения оказались весьма далеки от желаемых в силу отсутствия серьезных стимулов к достижению этих показателей (отсутствие конкурентной среды, плановое распределение продукции при ее тотальном дефиците, централизованное государственное ценообразование и др.). Вместе с тем ряд наработок и опыт применения, используется в современных условиях, но на новом качественном уровне — на основе комплекса стандартов ИСО 9000.
В настоящее время стандарты ИСО 9000 признаны практически всеми странами мира, приняты в качестве национальных и внедрены множеством фирм: более 350 тыс. компаний в мире сертифицировали свои системы качества в соответствии с ИСО 9000. Ряд предприятий строительного и дорожного машиностроения имеют сертификаты соответствия систем управления качеством требованиям ИСО 9001 «Система качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и (или) разработке, производстве, монтаже и обслуживании».
Накопленный опыт применения стандартов ИСО 9000 был учтен в новой их редакции – версии 2000 г. (стандарты ИСО 9001:2000 и ИСО 9004:2000).
Основное внимание в них сосредоточено на следующих аспектах: управление процессом (учитывая персонал, связь с потребителем, сбыт товары);
администрирование и предупредительные мероприятия
В новую редакцию названных стандартов включены восемь принципов управления качеством:
• организационная структура, установленная в соответствии с требованиями потребителя;
• руководство персоналом;
• участие персонала;
• ориентации процесса;
• системный подход к управлению;
• постоянное совершенствование;
• принятие решений, основанных на фактах;
• взаимовыгодные отношения с субпоставщиками.
Эти принципы по существу являются правилами по управлению качеством с учетом его постоянного совершенствования. Главным в этом процессе по-прежнему остается потребитель. От того, в какой степени фирме удается удовлетворить его требования, зависит ее успех. А это сопряжено с изучением потребителей для выявления, оценки и предвосхищения их ожиданий и запросов. На втором месте находятся производители товара, а не технологам, поэтому большая роль отводится обучению, поощрению и активному участию персонала в процессе удовлетворения потребительских предпочтений. Ориентация процесса учитывает связь всей работы с обслуживанием как внутренних, так и внешних потребителей: взаимодействие между подразделениями самой фирмы строится по схеме «поставщик — потребитель». Партнерство с поставщиком является составляющей частью системы качества в ИСО 9000.
Все возрастающая степень конкурентной борьбы на мировых товарных рынках заставляет фирмы совершенствовать качество продукции не только в техническом, но и в экономическом аспекте, а в системах качества усиливается значимость такой составляющей, как «затраты на качество». Появились новые концепции, уже достаточно широко известные за рубежом. Это прежде всего TQM (Total Quality Manadgment), основные положения которой включены в ИСО 9001:2000.
Система TQM направлена на достижение полного согласования подходов к обеспечению качества между функциональными службами и подразделениями компании, а также ее субпоставщиками. Система TQM является эволюционным развитием стандартов ИСО 9000 и позволяет перейти от формализованных к стратегическим методам менеджмента качества. При этом сертификация систем качества является одним из необходимых этапов, создающих основу для применения методологии TQM.
Технический контроль качества
Технический контроль – это проверка соблюдения требований, предъявляемых к качеству продукции на всех этапах ее изготовления, и всех производственных условий, обеспечивающих требуемое качество.
Общие принципы рациональной организации технического контроля следующие:
• технический контроль должен охватывать все элементы и стадии производственного процесса;
• техника, методы и организационные формы контроля должны полностью соответствовать особенностям техники, технологии и организации производства;
• эффективность рациональной организации технического контроля в целом и отдельных ее элементов должна быть обоснована надлежащими экономическими расчетами;
• система контроля должна обеспечивать четкое и обоснованное распределение обязанностей и ответственности между от дельными исполнителями и различными подразделениями предприятия;
• система контроля должна использовать эффективные методы статистического контроля мотивации.
Объектами технического контроля являются:
• конструкторская и технологическая документация;
• сырье, материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия;
• оборудование, инструменты и технологическая оснастка;
• процессы получения заготовок, изготовления деталей, сборки;
• готовая продукция;
• технологические процессы и их режимы.
Различают следующие методы технического контроля:
• контроль наладки (контроль детали) – проверка совпадения установленных требований к качеству продукции в начале выполнения той или иной производственной операции;
• «летучий» контроль – периодическая или эпизодическая проверка качества продукции непосредственно на рабочем месте;
• статистические методы контроля, основанные на теории вероятностей и математической статистике;
• выборочный контроль – по случайной выборке объектов контроля;
• сплошной контроль – при стопроцентном охвате;
• физико-технический контроль.
- Тема 1. Качество и уровень качества машин и их измерители
- Сертификация продукции
- Сущность и назначение менеджмента качества как фактора эффективности функционирования предприятия
- Тема 2. Этапы технологической подготовки производства, их содержание и взаимосвязь с конструкторской подготовкой
- Тема 3. Основные принципы организации производственного процесса
- Организация производственного процесса во времени
- Организация производственного процесса в пространстве
- Поточное производство и его организация
- Организация обслуживания производства
- Тема 4. Кадры. Производительность труда и планирование численности работников предприятия (фирмы)
- Тема 5. Оплата труда на предприятии (фирме), ее основные формы и системы. Тарифная система оплаты труда и ее основные элементы
- Вопросы к зачету
- Библиографический список