logo search
часть1 МУ ЭиОП 3 Менеджеры Бакалавры

Тема 1. Качество и уровень качества машин и их измерители

В комплексной системе управления качеством продукции, разработка и внедрение которой на предприятиях СССР происходили в 1970-х – начале 1980-х гг., были стандартизованы такие понятия, как «качество», «технический уровень», «уровень качества». Эти понятия имеют свои границы и отличия .

Качество — это существенная определенность предмета (объекта), которая проявляется в совокупности его свойств, выражает целостную характеристику функционального единства существенных его свойств, его внутренней и внешней определенности, относительной устойчивости.

Под качеством продукции понимается совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Здесь следует подчеркнуть две существенные стороны этого определения. Первая отражает совпадение содержания философской категории «качество» и понятия «качество продукции» (качество как совокупность свойств). Вторая выявляет специфическую особенность определения «качество продукции» — выделение такой характеристики как функциональная полезность продукции, т.е. качество продукции рассматривается не просто как существенная ее определенность, а как такая совокупность свойств, которая способна удовлетворять определенным функциональным требованиям.

Но когда возникает необходимость сравнивать друг с другом различные объекты (прежде всего объекты одного и того же функционального назначения) с различными совокупностями свойств, оценивать, в какой степени они удовлетворяют определенные потребности в соответствии с их назначением, тогда мы переходим к понятию «уровень качества продукции». Это оценочный показатель, характеризующий, насколько один объект лучше другого (или других) удовлетворяет потребности в соответствии с его функциональным назначением. При этом сами потребности становятся нормативом уровня качества.

Уровень качества продукции (машины) можно определить как степень удовлетворения совокупностью свойств (качеством) этой продукции (машины) некоторых потребностей или потребности. Рост уровня качества приводит к увеличению потребительной стоимости машины и, следовательно, к росту ее цены.

Таким образом, при анализе, прогнозировании, планировании развития машин, управлении этим развитием важным является не просто качество машины (как совокупность ее свойств), а прежде всего уровень ее качества, т.е. то, в какой степени данная совокупность свойств машины удовлетворяет определенные потребности (как отдельного потребителя, так и общества в целом)

Технический уровень машины является соподчиненным по отношению к уровню качества, поскольку он отражает степень соответствия только технических свойств, прежде всего техническим, а также некоторым социальным и экологическим требованиям. При этом технический аспект уровня качества выражается в оценке того, насколько полно выполняются функциональные требования к машине, т.е. требования производить в единицу времени определенный объем продукции или работы установленного уровня качества,

Социальный аспект уровня качества заключается в степени изменения условий и характера труда при использовании данной машины в соответствии с социальными потребностями общества.

Экологический аспект уровня качества выражается в степени соответствия параметров машины требованиям (стандартам, нормативам, условиям) по охране окружающей среды и использованию природных ресурсов.

Кроме указанных аспектов, существует еще и экономический аспект уровня качества машины, который проявляется как в процессе ее производства, так и во время ее использования в сфере применения в соответствии с ее назначением. Он выражается в степени экономии затрат труда, материальных и энергетических ресурсов, в экономии времени при производстве и эксплуатации машины, т.е. экономическим эффектом, получаемым в сферах производства и эксплуатации машины.

Уровень качества можно оценивать с помощью единичных, комплексных и интегральных показателей. Единичные показатели характеризуют отдельные свойства машины, а комплексные и интегральные являются «сверткой» единичных.

Единичные показатели объединяются в такие группы: классификационные, назначения, надежности, технологичности, эргономические, стандартизации и унификации, патентно-правовые, технической эстетики, экономические.

Классификационные показатели характеризуют типоразмер оцениваемой машины.

Показатели назначения характеризуют эксплуатационно-технологические возможности машины и ее конструктивные особенности (тип силового привода, тип трансмиссии, рабочая и транспортная скорости, высота подъема груза, наличие системы автоматизации управления рабочими процессами и т.д.).

Показатели надежности, как правило, следующие: срок полезного использования, удельная суммарная трудоемкость технического обслуживания, наработка на отказ, коэффициент технического использования.

К показателям технологичности обычно относятся удельная материалоемкость, коэффициент сборности, а для машин, находящихся в серийном производстве, еще и удельная трудоемкость.

Эргономические показатели позволяют определить степень соответствия машин антропометрическим, биомеханическим, физиологическим и психологическим особенностям человека-оператора. Особенностью этих показателей является то, что их номенклатура и значения регламентированы соответствующими нормативными документами.

Из многочисленных параметров стандартизации и унификации обычно используются такие, как коэффициент применяемости, характеризующий долю типовых (заимствованных, унифицированных и т.п.) деталей в данной машине, и коэффициент повторяемости, оценивающий внутри машинную унификации:

Патентно-правовые показатели дают возможность оценить патентную чистоту машины (показатель территориального распространения) и уровень патентной защиты машины в России и за рубежом.

Показатели технической эстетики характеризуют композиционную целостность формы, ее функциональную целесообразность и товарный вид машины.

В экономические показатели обычно включают такие, как цена машины, затраты на эксплуатацию и др. В некоторых случаях к ним добавляют коэффициент повышения производительности по сравнению с заменяемой моделью.

Системы и методы управления уровнем качества продукции

Идея управления качеством продукции на всех стадиях ее жизненного цикла была реализована в СССР в 1980-е гг. в виде систем управления качеством про­дукции (ОС УКП), Однако с точки зрения повышения уровня качества выпускаемой продукции и ее конкурентоспособности, практические результаты их внедрения оказались весьма далеки от желаемых в силу отсутствия серьезных стимулов к достижению этих показателей (отсутствие конкурентной среды, плановое рас­пределение продукции при ее тотальном дефиците, централизо­ванное государственное ценообразование и др.). Вместе с тем ряд наработок и опыт применения, использу­ется в современных условиях, но на новом качественном уровне — на основе комплекса стандартов ИСО 9000.

В настоящее время стандарты ИСО 9000 признаны практиче­ски всеми странами мира, приняты в качестве национальных и внедрены множеством фирм: более 350 тыс. компаний в мире сер­тифицировали свои системы качества в соответствии с ИСО 9000. Ряд предприятий строительного и дорожного машиностроения имеют сертификаты соответствия систем управления качеством требованиям ИСО 9001 «Система качества. Модель для обеспече­ния качества при проектировании и (или) разработке, производ­стве, монтаже и обслуживании».

Накопленный опыт применения стандартов ИСО 9000 был уч­тен в новой их редакции – версии 2000 г. (стандарты ИСО 9001:2000 и ИСО 9004:2000).

Основное внимание в них сосредоточено на следующих аспек­тах: управление процессом (учитывая персонал, связь с потребителем, сбыт товары);

администрирование и предупредительные мероприятия

В новую редакцию названных стандартов включены восемь прин­ципов управления качеством:

• организационная структура, установленная в соответствии с требованиями потребителя;

• руководство персоналом;

• участие персонала;

• ориентации процесса;

• системный подход к управлению;

• постоянное совершенствование;

• принятие решений, основанных на фактах;

• взаимовыгодные отношения с субпоставщиками.

Эти принципы по существу являются правилами по управле­нию качеством с учетом его постоянного совершенствования. Глав­ным в этом процессе по-прежнему остается потребитель. От того, в какой степени фирме удается удовлетворить его требования, за­висит ее успех. А это сопряжено с изучением потребителей для выявления, оценки и предвосхищения их ожиданий и запросов. На втором месте находятся производители товара, а не техноло­гам, поэтому большая роль отводится обучению, поощрению и активному участию персонала в процессе удовлетворения потре­бительских предпочтений. Ориентация процесса учитывает связь всей работы с обслуживанием как внутренних, так и внешних потребителей: взаимодействие между подразделениями самой фирмы строится по схеме «поставщик — потребитель». Партнер­ство с поставщиком является составляющей частью системы ка­чества в ИСО 9000.

Все возрастающая степень конкурентной борьбы на мировых товарных рынках заставляет фирмы совершенствовать качество продукции не только в техническом, но и в экономическом ас­пекте, а в системах качества усиливается значимость такой со­ставляющей, как «затраты на качество». Появились новые кон­цепции, уже достаточно широко известные за рубежом. Это прежде всего TQM (Total Quality Manadgment), основные положения которой включены в ИСО 9001:2000.

Система TQM направлена на достижение полного согласова­ния подходов к обеспечению качества между функциональными службами и подразделениями компании, а также ее субпоставщи­ками. Система TQM является эволюционным развитием стандар­тов ИСО 9000 и позволяет перейти от формализованных к страте­гическим методам менеджмента качества. При этом сертифика­ция систем качества является одним из необходимых этапов, со­здающих основу для применения методологии TQM.

Технический контроль качества

Технический контроль – это проверка соблюдения требований, предъявляемых к качеству продукции на всех этапах ее изготовле­ния, и всех производственных условий, обеспечивающих требуе­мое качество.

Общие принципы рациональной организации технического конт­роля следующие:

• технический контроль должен охватывать все элементы и стадии производственного процесса;

• техника, методы и организационные формы контроля долж­ны полностью соответствовать особенностям техники, техноло­гии и организации производства;

• эффективность рациональной организации технического кон­троля в целом и отдельных ее элементов должна быть обоснована надлежащими экономическими расчетами;

• система контроля должна обеспечивать четкое и обосно­ванное распределение обязанностей и ответственности между от­ дельными исполнителями и различными подразделениями предприятия;

• система контроля должна использовать эффективные мето­ды статистического контроля мотивации.

Объектами технического контроля являются:

• конструкторская и технологическая документация;

• сырье, материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия;

• оборудование, инструменты и технологическая оснастка;

• процессы получения заготовок, изготовления деталей, сборки;

• готовая продукция;

• технологические процессы и их режимы.

Различают следующие методы технического контроля:

• контроль наладки (контроль детали) – проверка совпадения установленных требований к качеству продукции в начале выпол­нения той или иной производственной операции;

• «летучий» контроль – периодическая или эпизодическая проверка качества продукции непосредственно на рабочем месте;

• статистические методы контроля, основанные на теории ве­роятностей и математической статистике;

• выборочный контроль – по случайной выборке объектов контроля;

• сплошной контроль – при стопроцентном охвате;

• физико-технический контроль.