Автогрейдеры
Автогрейдеры представляют собой самоходные планировочно-профилировочные машины, основным рабочим органом которых служит полноповоротный грейдерный отвал с ножами, установленный под углом к продольной оси автогрейдера и размещенный между передним и задним мостами пневмоколесного ходового оборудования. При движении автогрейдера ножи срезают грунт, и отвал сдвигает его в сторону.
Автогрейдеры применяют для планировочных и профилировочных работ при строительстве дорог, для сооружения невысоких насыпей и профильных выемок, отрывки дорожного корыта и распределения в нем каменных материалов, зачистки дна котлованов, планировки территорий, засыпки траншей, рвов, канав и ям, а также для очистки дорог, строительных площадок, городских магистралей и площадей от снега в зимнее время. Автогрейдеры используют на грунтах I-IV категорий. Процесс работы автогрейдера состоит из последовательных проходов, при которых осуществляется резание грунта, его перемещение, разравнивание и планировка поверхности сооружения.
Автогрейдеры классифицируют по мощности установленного двигателя, конструкции рабочего органа, колесной схеме и типу трансмиссии.
По мощности двигателя автогрейдеры разделяют на классы:
класс 100 - мощность двигателя 45...75 кВт,
класс 140 - мощность 80...110 кВт;
класс 160 - мощность 120...140 кВт;
класс 180 - мощность 145... 160 кВт;
класс 250 - мощность 170...220 кВт.
Автогрейдеры класса 100 относят к легкому типу, классов 140и 160 - к среднему типу, класса 180 - к полутяжелому типу, класса 250 - к тяжелому типу.
По конструкции рабочего органа различают автогрейдеры с неполноповоротным в плане грейдерным отвалом (угол поворота отвала в плане составляет ± 32°...45° относительно продольной оси машины) и автогрейдеры с полноповоротным грейдерным отвалом, угол поворота которого в плане не ограничен.
Кроме основного рабочего органа автогрейдеры могут быть оснащены дополнительными сменными рабочими органами - бульдозерным отвалом для разравнивания грунта, засыпки траншей, распределения строительных материалов, удлинителем грейдерного отвала для увеличения ширины захвата, откосниками (укрепляемыми на отвале) для планирования откосов насыпей (выемок) и очистки канав, кирковщиком для взламывания дорожных покрытий и рыхления плотных грунтов. Бульдозерные отвалы навешиваются спереди машины. Кирковщики могут навешиваться как спереди, так и сзади машины, а также непосредственно на грейдерный отвал. Управление бульдозерным отвалом и кирковщиком осуществляется гидроцилиндрами двойного действия.
Большинство современных моделей автогрейдеров имеют шарнирно-сочлененную раму, которая состоит из передней и задней полурам, соединенных с помощью вертикального шарнира, расположенного вблизи оси балансирной тележки. Шарнирно-сочлененная рама обеспечивает хорошую маневренность автогрейдера при транспортных операциях. При небольших углах складывания (до ± 25°) шарнирно-сочлененная рама позволяет в 1,5...2 раза уменьшить радиус поворота машины (рис. 1, б) и смещать колею передних колес автогрейдера относительно колес балансирной тележки (рис. 1, в) до 2 м (движение «крабом») для повышения устойчивости машины при формировании откосов дорожного полотна.
Колесная схема автогрейдеров определяется формулой А х Б х В, где А - число осей с управляемыми колесами; Б - число осей с ведущими колесами и В - общее число осей.
Рис. 1. Схема движения автогрейдера с шарнирно-сочлененной рамой: а - прямолинейное; б - с поворотом управляемых колес и рамы в одну сторону; в - с поворотом управляемых колес и рамы в разные стороны (движение «крабом»)
По колесной схеме различают автогрейдеры легкого и среднего типов 1x2x3 и автогрейдеры тяжелого типа 1x3x3.
По типу трансмиссии различают автогрейдеры с механической и гидромеханической трансмиссиями. Гидромеханическая трансмиссия обеспечивает автоматическое и плавное изменения скорости движения автогрейдера, механическая - ступенчатое. Бортовые передачи бывают двух типов - в виде бортовых редукторов (у легких и средних автогрейдеров) и раздельных ведущих мостов (у тяжелых автогрейдеров).
Все узлы и агрегаты автогрейдера класса 140 (рис. 2, а), в том числе двигатель 3 с трансмиссией, кабина водителя 4, основное и дополнительное рабочее оборудование автогрейдера, смонтированы на основной раме 8 коробчатого сечения, которая одним концом опирается на передний мост с управляемыми пневмоколесами 11, а другим - на задний четырехколесный мост 15 с продольно-балансирной подвеской парных колес 16. Передние колеса автогрейдера можно устанавливать с боковым наклоном в обе стороны для повышения устойчивости движения машины при работе на уклонах (рис. 2, в) и уменьшения радиуса поворота.
У автогрейдеров всех классов угол бокового наклона колес составляет ± 20°.
Рис. 2. Автогрейдер класса 140: а - общий вид; б - схема поворота отвала в плане; в - схема бокового наклона колес; г - схема бокового выноса отвала
Основное рабочее оборудование автогрейдера состоит из тяговой рамы 7, поворотного круга 12 и отвала 13 со сменными двухлезвийными ножами. Полноповоротный в плане отвал обеспечивает работу автогрейдера при прямом и обратном ходах машины. Поворот отвала в плане осуществляется гидромотором через редуктор. Передняя часть тяговой рамы шарнирно соединена с рамой машины, а задняя часть подвешена на двух гидроцилиндрах 6, с помощью которых грейдерный отвал устанавливают в различные положения: транспортное (поднятое) и рабочее (опущенное). В рабочем положении отвал внедряется в грунт ножами и при движении срезает слой грунта и перемещает его в направлении, определяемом установкой отвала в плане под углом а к продольной оси машины (рис. 2, б).
Угол резания отвала в зависимости от категории грунта регулируется гидроцилиндром 14. Вынос тяговой рамы в обе стороны от продольной оси машины обеспечивается гидроцилиндром 5. Дополнительное рабочее оборудование автогрейдера включает удлинитель отвала, кирковщик 7, управляемый гидроцилиндром 2, и бульдозерный отвал 10, управляемый гидроцилиндром 9.
Гидравлическая система управления рабочим оборудованием автогрейдеров обеспечивает подъем-опускание тяговой рамы вместе с поворотным кругом и отвалом, поворот отвала вместе с поворотным кругом в плане на 360°, боковой вынос отвала в обе стороны от продольной оси машины (см. рис. 2, б), установку отвала под углом в вертикальной плоскости, боковой вынос отвала для планировки откосов под углом у (рис. 2, г), а также совмещение различных установок отвала.
Отдельные автогрейдеры могут оснащаться автоматической системой управления отвалом типа «Профиль», предназначенной для автоматической стабилизации отвала в поперечном и продольном направлениях, что позволяет существенно повысить производительность машины и точность обработки поверхности.
Эксплуатационная производительность автогрейдера, м3/ч, при резании и перемещении грунта
Пэ = [3600 Blhkв] / [(tр + tп)n],
где В - ширина захвата отвала, м; l - длина участка, м; h - толщина срезаемой стружки, м; kв - коэффициент использования машины по времени; tр - время, затрачиваемое на один проход, с; tп - время, затрачиваемое на один поворот; n - число проходов по одному участку.
Отечественные автогрейдеры изготовляют в соответствии с ГОСТ 11030-93 «Автогрейдеры. Общие технические условия». Промышленность выпускает базовые модели автогрейдеров: класса 100 - ДЗ-201, ГС-10.01; класса 140 - ГС-14.02.02, ДЗ-122Б, ДЗ-180А; класса 180-А-120.1, ДЗ-198, ГС-18.03; класса 250 - ДЗ-98В.
Легкие двухосные автогрейдеры класса 100 с неполноповоротным грейдерным отвалом выполнены с использованием базовых тракторных модулей и узлов серийных колесных тракторов тягового класса 1,4 (МТЗ-80/82, ЛТЗ-60АВ и др.).
Легкие автогрейдеры ДЗ-201, ДЗ-201.01 и ГС-10.01 с колесной формулой 1x2x2 предназначены для выполнения землеройно-профилактических работ в дорожном и коммунальном хозяйстве при строительстве и ремонте автомобильных дорог, улиц, площадей, а также для производства бульдозерных, снегоуборочных и других работ по летнему и зимнему содержанию объектов городов населенных пунктов.
Рис. 3. Автогрейдер ДЗ-201: 1 - бульдозерный отвал; 2 - рама; 3 - механизм подвески; 4 - базовый тракторный модуль; 5 - грейдерный отвал; 6 - поворотный круг
Автогрейдер ДЗ-201 создан на базе колесного трактора МТЗ-80/82 с дизелем мощностью 58,7 кВт и состоит (рис. 3) из тракторного модуля с задним мостом, трансмиссии и рабочего оборудования. В комплект рабочего оборудования входят: грейдерный отвал (2500 х 500 мм) с ножами из профильного проката, по воротный круг и гидроцилиндры управления рабочими движениями отвала. Поворотный круг обеспечивает реверсивный поворот отвала в плане гидроцилиндрами на угол до ± 34°. Поворотный круг с отвалом смонтирован на жесткой тяговой А-образной раме коробчатого сечения. К передней части рамы шарнирно крепится передний мост с управляемыми колесами. Спереди машины навешен бульдозерный отвал (2000 х 500 мм), управляемый гидроцилиндром. При использовании в качестве базы колесного трактора ЛТЗ-60АВ с дизелем мощностью 44,1 кВт автогрейдер имеет индекс ДЗ-201.01.
Автогрейдер ГС-10.01 имеет оба ведущих моста, шарнирно-сочлененную раму, гидростатическое рулевое управление, неполноповоротный (угол поворота в плане до ± 45°) грейдерный отвал с размерами 2730х470 мм и навесное бульдозерное оборудование с неповоротным отвалом (2400х625 мм). Шарнирно-сочлененная рама обеспечивает радиус поворота машины до 4,75 м, что позволяет работать в стесненных условиях городской застройки. В качестве силового модуля автогрейдера используется силовая установка и трансмиссия от колесного трактора МТЗ-82,1 мощностью 58,7 кВт. Привод переднего ведущего моста осуществляется с помощью объемной гидропередачи (ОГП), которая содержит гидронасос, гидромотор и систему управления. На обоих мостах устанавливаются широкопрофильные шины, использование которых позволяет повысить тягово-сцепные показатели машины до 20 %.
Ходовое устройство автогрейдеров классов 140 и 180 состоит из переднего моста с управляемыми колесами и ведущего заднего моста в виде четырехколесной балансирной тележки. Вращающий момент от главной передачи моста сообщается ведущим колесам через цепные или зубчатые передачи, расположенные внутри балансиров. Колеса балансирной тележки имеют колодочные тормоза с гидравлическим управлением. В автогрейдерах новых моделей задний мост оборудован самоблокирующимся дифференциалом, что позволяет уменьшить радиус поворота машины и двигаться без пробуксовки задних колес на тяжелых участках дороги с низким коэффициентом сцепления колес.
Передний мост соединяется с рамой автогрейдера шарнирно, что обеспечивает его качание в поперечной плоскости и хороший контакт управляемых колес с фунтом при неровном рельефе местности. Управляемые колеса переднего моста имеют возможность одновременного поворота в плане и бокового поперечного наклона в обе стороны. Управление поворотом машины производится гидравлическим рулевым механизмом, воздействующим через гидроцилиндр и тяги на поворотные кулаки передних колес. Наклон передних колес в вертикальной плоскости обеспечивается гидроприводом и позволяет повысить устойчивость движения автогрейдера на уклонах.
Ходовое устройство автогрейдера ДЗ-98В класса 250 отличает наличие переднего ведущего моста (с механизмом его отключения), который обеспечивает оптимальное использование сцепной массы машины, высокую тягу на отвале, курсовую устойчивость при боковом резании и высокую проходимость в сложных условиях. Многодисковые колесные тормоза, работающие в масляной ванне, отличаются повышенной надежностью и не требуют регулировки в процессе эксплуатации.
Автогрейдер ДЗ-98В и его модификации применяются при выполнении энергоемких земляных работ большого объема или работ в тяжелых условиях при дорожном, железнодорожном, аэродромном, мелиоративно-ирригационном и гидротехническом строительстве на грунтах I—IV категорий.