21. Нагрузки, действующие на судовой валопровод.
Основн нагрузками на валопровод явл собственная масса, масса греб винта и других закрепленных на валах деталей; вращ момент ГД, передаваемый гребному винту; реакция упора гребного винта.К дополн нагрузкам относ усилия, возникающие вследст работы гр винта в косом потоке и при качке судна; гидродин и механ неуравновешенности гр винта; деформации корпуса судна; неточности монтажа валопровода.
К случайным нагрузкам относ удары лопастей гр винта о льдины или др твердые тела.
Собственная масса валопровода, массы гр винта и др закреплх на валах деталей действуют в одном направл и явл переменной нагрузкой, вызывающей усталостные явления в материале.
Вращ момент, развиваемый ГД, для кажд режима работы может носить постоянный или циклический характер.При работе гр винта с равным шагом лопастей и постоянной частотой вр в равномерполе скоростей возникают гидродинам силы. Они вызывают постоянный упор, кот совпадает с осью вращения винта, и постоянный момент относительно этой оси в перпендик к ней пл-ти вращения. В эксплуатации гр винт работает в неравномер потоке- изменение гидродинамических сил, действ на кажд лопасть. Эти силы вызыв измен упор и вращмомент. Направл упора уже не совпадает с осью вращ винта, а момент действ не в пл-ти вращения винта. Таким образом, на гребной вал действуют кроме изменяющегося вращ момента и упора еще периодически изменяющиеся поперечные силы и момент, изгибающие этот вал. Гр валы, валопроводы кот имеют углы уклона или сходимости, работают в косом потоке. На них действ попереч сила и изгиб момент, возрастающие с увелич значения названных углов. При качке движущегося судна на волнении гребной винт работает в косом потоке, что вызывает знакоперемен попереч силу и изгибающий момент. Плавание в балласте обусл неполное погружение гр винта- возникает дополн изгиб момент от смещ упора, кот зависит от степени погружения винта, его диаметра и формы лопастей. В эксплуат возникает механич неуравновешенность (дебаланс) греб винта в рез-те коррозии и эрозии, мех повреждений. Под действием массы груза и давл воды происх деформ корп судна. Опоры валопровода, смешаются вслед за деформ корпуса. В иногда деформация корп может привести к расцентровке валопровода. С др стороны, монтаж валопровода ведут в пределах заданных значений изломов и смещений, определяющих допустимую расцентровку. Забортная вода оказ неблагопр влияние на усталост прочность мат-лов гр валов. Они работ в условиях знакопер нагрузок, разрушаются. Плавание во льдах явл характерным режимом работы ледоколов, буксиров и судов лед плавания. Удары о лед счит перемен нагрузками, оказыв влияние на устал прочность валопроводов.
Сумма усилий, действ на валопровод (вращ и изгиб моменты, реакция упора гр винта), не явл постоянн, а измен за 1 оборот. Эти усилия непостоянные при измен условий эксплуатации (загрузке судна, волнении моря, режиме нагрузки двигателя и пр.).
Пульсации вращ и изгиб моментов и реакции упора при вращ валопровода могут усил вследствие резонанса при совпадении собственных частот валопровода с частотам возмущ сил и приводить к поломке вала. Валопровод может иметь три вида резонансных колебаний: крутильные, продольные и поперечные изгибные, на кот рассчит судовые валопроводы. Крутильные колебания возник из-за неравномерности передачи момента от двигателя к валопроводу. Продольн колеб – несовпаде центров тяжести вращ масс с геометросью вращения валопроводов и работа гребных винтов в неравномерном поле скоростей. В случае резонанса этот вид колебаний может привести к сильному износу дейдвудных подшип и уплотнений, рабочих шеек и облицовок гребных винтов. При недостат жесткости конструкции судового фундамента могут возникать продол колебания валопровода. Они оказывают неблагопр влияние на работу гл передач (могут способствовать интенс изнаш зубьев редуктора) и двигателей. Рассчитывать валопровод на эти колебания следует в случае вероятности достижения ими опасных значений.
- 1,, И 3 Основные особенности энергетических установок судов флота рыбной промышленности.
- 2,, Назначение, классификация, состав и показатели судовых энергетических установок.
- 4,, Мощностные показатели сэу
- 5,, Показатели энергоэффективности и автономности сэу.
- 6,, И 7. Принципы действия и устройство двухтактного и четырёхтактного двигателей внутреннего сгорания. Основные элементы остова и группы движения.
- 8,, Механизм газораспределения.
- 9,, Системы запуска, смазки, охлаждения и подачи топлива.
- 11 Требования регистра к топливной системе сэу. Схема системы, основные элементы системы.
- 13 Требования Регистра к масляной системе сэу. Схема системы, основыне элементы, расчет элементов системы.
- 14. Система охлаждения двс сэу. Требования Регистра к системе, принципиальная схема системы охлаждения, основыне элементы системы, расчет элементов системы.
- 15 Система сжатого воздуха для выпуска двс. Требования Регистра к системе, принципиальная схема системы, основные элементы системы.
- 16. Система газовыхлопа двс и паровых котлов. Требования Регистра к системе.
- 17 Виды, свойства и характеристики топлива.
- 18. Смазочные масла и присадки
- 19. Типы судовых передач. Состав передач. Оценочные показатели передач.
- 20. Особенности конструкции элементов валопровода: валов, дейдвудных устройств, промежуточных и упорных подшипников, соединений валов, переборочных сальников и других устройств
- 21. Нагрузки, действующие на судовой валопровод.
- 22. Соединительные и соединительно-разобщительные муфты, применяемые на судах. Их назначение и классификация. Принцип действия и конструктивные особенности эластичных муфт различного типа.
- 23 Редукторы главных судовых передач одномашинных и многомашинных установок. Расчет определяющих характеристик редукторов, выбор стандартных редукторов.
- 24 Принцип действия и конструктивные особенности эластичных муфт различного типа.
- 25 Классификация и назначение муфт в главных механических передачах.
- 26. Устройство дейдвудного устройства, основные конструктивные элементы. Уплотнение “Сиплекс”.
- 27 Структурная схема сэу с малооборотным двигателем внутреннего сгорания, прямой передачей на винт и автономной электростанцией, преимущества и недостатки.
- 28. Структурная схема сэу с малооборотным двигателем внутреннего сгорания, прямой передачей на винт и отбором мощности на валогенератор, судовой электростанцией, преимущества и недостатки.
- 29. Структурная схема сэу со среднеоборотным или высокооборотным гд, редукторной передачей на винт и комбинированной судовой электростанцией.
- 30. Дизель-электрические энергетические установки. Варианты установок.
- 31. Структурные схемы сэу с прямой передачей. Преимущества и недостатки.
- 32. Дизель-редукторные электрические установки. Преимущества и недостатки. Варианты отбора мощности.
- 33 Судовые турбинные установки (паро- и газотурбинные)
- 34 Атомные сэу
- 36 Основные группы потребителей электроэнергии на судах фрп. Источники электроэнергии.
- 37.Источники электрической энергии на судне и род электрического тока. Способы определения расчетных нагрузок сэс. Требования Регистра.
- 38.Особенности нагрузок сэс на характерных режимах работы судна. Способы определения расчётных нагрузок сэс.
- 39. Область применения валогенераторов на судах различных типов. Искусственный и естественный резервы гд.
- 41Источники пара низких параметров. Принцип работы и устройство вспомогательных паровых котлов. Утилизационные паровые котлы, их назначение и устройство.
- 68.Особенности утилизации теплоты выпускаемых газов двс. Устройство утилизационных котлов. Определение паропроизводительности упк.
- 42 Назначение и характеристики систем управления.
- 43 Основные этапы проектирования сэу. Принципы обоснования выбора типа сэу и её основного оборудования.
- 44 Основные требования, предъявляемые Правилами классификации и постройки морских судов к размещению механизмов и оборудования в мко.
- 45 Основные этапы проектирования сэу. Местоположение машинно-котельного отделения на судне, его преимущество и недостатки.
- 46. Защита окружающей среды.
- 44 Основные требования Международных конвенций по предотвращению загрязнения морской и воздушной среды в результате работы сэу. Основные источники загрязнения.
- 42. Условный вопрос.Утилизация судов.