3.4. Эмс преобразователей частоты и приводных асинхронных двигателей
Особенности электромагнитной совместимости преобразователей частоты и асинхронных двигателей определяется величинами искажения формы тока и напряжения, что приводит к ограничению мощности двигателя по нагреву, а также повышенному воздействию на изоляцию статора.
Очевидно, что влияние преобразователей частоты в значительной мере определяется топологией и алгоритмами управления автономного инвертора.
Наиболее оптимально обеспечивается ЭМС электрооборудования электротехнического комплекса НПП с преобразователями частоты с АИТ на GTO или SGCT тиристорах с ШИМ (см. например, [7, 8]). В таких инверторах, благодаря тому или иному алгоритму ШИМ, обеспечивается минимизация искажений токов двигателя и на выходе АИТ формируется ток, основная гармоника которого может достигать практически 100% [12]. Форма напряжения статора не содержит пиков коммутационных перенапряжений, близка к синусоидальной, а доля основной гармоники в напряжении статора также близка к 100 %. Поэтому преобразователи частоты на основе АИТ с ШИМ без ограничений можно сопрягать со стандартными асинхронными двигателями, а на длину соединительного кабеля между инвертором и двигателем не накладывается никаких ограничений.
Иначе обстоят дела при применении преобразователей частоты на основе АИН с ШИМ. В этих преобразователях применяются модули IGBT или последовательно соединенные IGCT [5]. Наряду с положительными качествами таких преобразователей, получивших широкое распространение в частотно-регулируемых электроприводах, при их применении необходимо обеспечить снижение воздействий импульсов выходного напряжения АИН на изоляцию обмотки статора и локализацию волновых процессов в соединительном кабеле между инвертором и двигателем, сопровождающихся перенапряжениями (проблема «длинного кабеля»). Как известно, форма напряжения АИН с ШИМ представляет собой последовательность высокочастотных прямоугольных импульсов различной полярности и длительности с одинаковой амплитудой, равной напряжению звена постоянного напряжения преобразователя частоты. Высокая крутизна фронта импульса (du/dt) определяется скоростью (временем) переключения силовых ключей АИН. Это время для IGBT и IGCT лежит в пределах 0,05-2 мкс. Очевидно, что волна импульсного напряжения, прикладываясь к изоляции обмотки статора двигателя, может вызвать ее повреждение.
Этой серьезной проблеме посвящено значительное число публикаций (см., например, [8, 11]). Периодически прикладываемые к статору двигателя волны импульсного напряжения приводят к преждевременному повреждению межвитковой изоляции. При этом наибольшим воздействием подвергаются первые или последние витки любой фазы, что приводит к постепенному уменьшению электрической прочности межвитковой изоляции.
Другой, не менее серьезной проблемой являются перенапряжения на статоре двигателя, которые зависят от длины соединительного кабеля между двигателем и АИН. Эта так называемая проблема «длинного кабеля» связана с протеканием волновых электромагнитных процессов в цепи «АИН-соединительный кабель-АД». В зависимости от длины кабеля возможно появление отраженной волны напряжения на выводах двигателя, достигающего двукратного значения напряжения Ud, как результат несогласованности волнового сопротивления кабеля zq с входным сопротивлением двигателя Z-г,, определяемым индуктивностью рассеяния статора и эквивалентной частотой фронта импульса. Возможность повреждения изоляции тем выше, чем меньше время нарастания импульсов выходного напряжения АИН, т.е. чем выше du/dt. Исследования показывают, что обычно критическая длина кабеля лежит в диапазоне от 20 до 42 м .
Для устранения негативных последствий, связанных с формой выходного напряжения АИН, на практике рекомендуют:
• уменьшение (если это возможно) длины соединительного кабеля;
• применение на выходе АИН L-, LC- и LCR-фильтров и RС-демпферов.
Применение L-фильтров, т.е. трехфазных реакторов, включаемых на выходе АИН, не только снижает du/dt, но и изменяет волновое сопротивление кабеля. Вследствие искусственного увеличения волнового сопротивления кабеля коэффициент отражения волны перенапряжений становится низким, что уменьшает величину отраженного фронта импульса и снижает напряжение в кабеле и на выводах двигателя.
RС-демпферы, состоящие из резисторов и конденсаторов и подключаемые непосредственно к статору двигателя — самый простой и относительно недорогой способ ограничения перенапряжений. Параметры демпфера выбирают так, чтобы полное сопротивление двигателя было согласовано с характеристическим сопротивлением кабеля. При равенстве сопротивлений эффект отражения импульса напряжения отсутствует и изоляция двигателя не подвергается воздействию перенапряжений.
LC-фильтр, устанавливаемый на выходе АИН, является, по существу, фильтром низких частот. Его резонансная частота лежит обычно в диапазоне 1-1,5 кГц и более высокие частоты будут поглощены фильтром и не передадутся в двигатель. Очевидно, что частота переключении вентилей АИН должна быть существенно (не менее чем в 2 раза) выше, чем резонансная частота LC-фильтра, чтобы исключить чрезмерный ток, потребляемый фильтром, и нарушение нормальной работы электропривода. LC-фильтр позволяет сформировать в двигателе близкую к синусоидальной форму напряжения. В ряде случаев к LC-фильтру добавляют диссипативный элемент — резистор, включение которого исключает вероятность возникновения процессов ударного возбуждения вследствие циклического обмена энергии в контуре «емкость фильтра - индуктивность двигателя».
Применение специального алгоритма управления силовыми ключами АИН позволяет удовлетворительно решить задачу фильтрации выходного напряжения инвертора с пассивным LС-фильтром. При этом АИН управляется так, чтобы удержать напряжение в заданной «трубке точности» [8].
При этом проявляется еще один положительный эффект — исключается возможность появления в выходном напряжении АИН постоянной составляющей, обусловленной разбросом характеристик силовых ключей. Это позволяет для частотного регулирования асинхронных двигателей мощностью 250-800 кВт и напряжением 6 кВ применить схему низковольтного преобразователя частоты с входным и выходным согласующими трансформаторами, поскольку намагничивание сердечника у выходного трансформатора полностью исключено.
3.5. ЭМС частотно-регулируемых электроприводов с сетями электроснабжения НПП
Проблема электромагнитной совместимости вентильных преобразователей с примыкающими сетями электроснабжения связана, главным образом, с искажениями формы питающего преобразователи напряжения и потребляемого ими тока. Оба неблагоприятных для ЭМС фактора обусловлены процессами коммутации вентилей, но механизм их происхождения разный. Искажение формы напряжения (несинусоидальность) возникает вследствие того, что коммутационные процессы приводят к появлению высших гармоник в токе, а потребление преобразователями реактивной мощности на основной частоте — из-за того, что коммутация вентилей приводит к отставанию первой гармоники тока от коммутирующих ЭДС.
При оценке влияния частотно-регулируемых электроприводов на сеть электроснабжения НПП следует учитывать, что особенностью последней является подключение к ней нагрузки в виде асинхронных двигателей, а также трансформаторов. Количественно степень совершенства ЭМС определяется величиной такого показателя качества электроэнергии, как коэффициент несинусоидальности формы кривой напряжения KнсU.
В [7] описана методика, основанная на введении обобщенных расчетных параметров, в зависимости от которых может быть количественно оценено влияние преобразователей частоты на систему электроснабжения собственных нужд.
Прогнозная оценка коэффициента несинусоидальности (Кнс) в сети НПП при подключении к ней частотно-регулируемого электропривода, преобразователь частоты которого содержит шестипульсный выпрямитель, может быть осуществлена в соответствии с выражением
, (15)
где , и - обобщенные показатели, характеризующие питающую энергосистему, систему электроснабжения регулируемого электропривода переменного тока и глубину регулирования частоты вращения асинхронного привода;
—коэффициент загрузки асинхронного двигателя по допустимому моменту (мощности) исходя из условий дополнительного нагрева от высших гармоник;
МАД и ω - текущие значения момента и частоты вращения асинхронного двигателя в диапазоне регулирования привода;
МАДном и ωном - номинальное значение момента и частоты вращения асинхронного двигателя;
КI — коэффициент, учитывающий долю основной гармоники в действующем значении тока асинхронного двигателя;
Ки — коэффициент связи между током звена постоянного тока (входным током инвертора) и выходным током инвертора (током статора двигателя).
Обобщенные показатели, характеризующие питающую энергосистему, систему электроснабжения регулируемого электропривода переменного тока и глубину регулирования частоты вращения асинхронного привода, вычисляются по формулам:
= SКЗ/ SАдном, (16)
= Хп/Хс.э, (17)
= ω/ωном, (18)
где SКЗ — мощность КЗ сети, приведенная к шинам подключения преобразователя частоты;
SАДном — полная номинальная мощность асинхронного двигателя (при питании от сети синусоидального напряжения);
Хс.э – эквивалентное индуктивное сопротивление системы электроснабжения;
Хп - индуктивное сопротивление, через которое преобразователь частоты подключен к сети собственных нужд (сопротивление входного реактора или согласующего трансформатора);
Из соотношения (15) видно, что для определения или прогнозирования возможных значений Кнс достаточно знать значения обобщенных показателей , , и величину коэффициента Кн, так как значения коэффициентов КI и Ки определяются типом инвертора преобразователя частоты и алгоритмом его управления [6, 7].
Выявлен диапазон изменения обобщенных параметров в электротехническом комплексе НПП, который составил = 2060, = 14, = 0,21,0.
Рассматривая обобщенные показатели как независимые переменные методом наименьших квадратов с помощью пакета MatCAD получены аппроксимирующие выражения для зависимостей Кнс = f(, ). Указанные зависимости при = 1 приведены на рис. 13. Кривая 1 соответствует =0, кривая 2 - =0,5, кривая 3 - =1, кривая 4 - =1,5, кривая 5 - =5, кривая 6 - =2,5, кривая 7 - =3.
Кнс, % 1 3 2 6 4 7 5
Аналитические зависимости Кнс = f(, ) при = 1 представлены выражениями 1420. Подстрочный индекс выражения для Кнс соответствует номеру кривой на рис. 16.
Кнс1 = -0,1063 + 13,04, (19)
Кнс2 =- 0,0863 + 10,4, (20)
Кнс3 = -0,082 + 9,21, (21)
Кнс4 = -0,0658 + 7,77, (22)
Кнс5 = -0,0518 + 6,56, (23)
Кнс6 = -0,04 + 5,7, (24)
Кнс7 = -0,03 + 4,71. (25)
Максимальная относительная погрешность аппроксимации при использовании выражений 19-25 не превышает 6,7%.
Выражения для определения зависимости обобщенных параметров, при которых обеспечивается значение Кнс < 5 % при = 1 для шестипульсного выпрямителя преобразователя частоты получена в виде
= 0,00112 - 0,209 + 11,3. (26)
Графическая интерпретация зависимости (26) приведена на рис. 14.
Рис. 14. Графическая интерпретация зависимости = 0,00112 - 0,209 + 11,3.
Выражение (26) с погрешностью, не превышающей 9%, позволяет при заданной величине определить индуктивное сопротивление, через которое преобразователь частоты должен быть подключен к сети (сопротивление входного реактора или согласующего трансформатора) при условии, что коэффициент несинусоидальности не превысит 5%, т. е.
Хп = Хс.э. (27)
Для того, чтобы при подключении к сети ПЧ с шестипульсным выпрямителем без фильтров на стороне переменного напряжения ни в одном режиме коэффициент несинусоидальности напряжения на шинах ТП не превосходил 5%, отношение мощности КЗ на этих шинах и номинальной полной мощности преобразователя частоты должно подчиняться неравенству
, (28)
где ек* - напряжение КЗ преобразовательного трансформатора (или эквивалентное ему значение индуктивного сопротивления входного реактора).
Так как 6,0% < ек < 12,5%, то 53 < min < 79.
Очевидно, что обеспечение требуемого стандартом значения Кнс в большой степени зависит от значения параметра . В действующих схемах электроснабжения НПП значения Sкз определяются, по существу, параметрами питающих трансформаторов. Чем больше мощность частотно-регулируемого электропривода, тем сложнее без применения специальных мер обеспечить ЭМС. В общем случае к таким мерам следует отнести увеличение мощности КЗ в точке подключения преобразовательной нагрузки, повышение пульсности (эквивалентной фазности) преобразовательной схемы, разделение потребителей в сетях электроснабжения НПП.
Увеличение мощности КЗ в точке подключения преобразовательной нагрузки равносильно увеличению параметра за счет снижения индуктивного сопротивления Хс.э, что практически может быть достигнуто путем увеличения мощности питающего трансформатора. Практическое осуществление этого способа означает необходимость замены существующего трансформатора более мощным. При этом его мощность зависит от количества регулируемых электроприводов, подключенных к шинам ТП, т.е. от величины преобразуемой мощности.
Для исключения 5-й гармоники обратной последовательности и 7-й гармоники прямой последовательности, имеющих наибольший вес в шестипульсных преобразователях, рекомендуется подключать попарно эквивалентные по мощности и имеющие одинаковые нагрузочные характеристики комплекты «преобразователь частоты - двигатель» к сети через согласующие трансформаторы, включенные по чередующимся схемам «треугольник-треугольник» и «треугольник-звезда». Это позволяет при четномчисле шестипульсных выпрямителей компенсировать 5, 7, 17 и 19-ю гармоники. Однако очевидно, что в условиях НПП выравнять нагрузки двух аналогичных механизмов и их приводных двигателей маловероятно. Кроме того, для повышения надежности работы они обычно подключены к разным секциям 0,4 кВ. Поэтому такое техническое решение для обеспечения ЭМС в СЭС НПП неэффективно.
Одним из наиболее радикальных и перспективных способов решения задачи электромагнитного совмещения управляемых электроприводов, уменьшения их влияния на сети электроснабжения и другие нагрузки (двигатели, трансформаторы) является разделение потребителей, при котором для регулируемых электроприводов формируется отдельная сеть электроснабжения. Реализация такого решения позволяет:
по-новому, относительно просто, решить проблему ЭМС и полностью исключить воздействие преобразователей на приводные двигатели других (нерегулируемых) механизмов и трансформаторы, к которым они подключены;
минимизировать габаритные размеры и оптимизировать технические показатели как самих преобразователей частоты, так и приводных электродвигателей, увязав класс напряжения с мощностью приводного двигателя. В существующих схемах электроснабжения отечественных НПП, где двигатели мощностью от 250 кВт и выше выполняются на напряжение 6 кВ, оптимизировать параметры преобразователей частоты для электроприводов мощностью 250-800 кВт, 6 кВ практически сложно.
Вследствие этого в настоящее время механизмы с приводными асинхронными двигателями указанного мощностного ряда либо требуют замены двигателя на низковольтный (380, 660 В) и применения низковольтного преобразователя частоты, либо при сохранении двигателя 6 кВ применения низковольтного преобразователя частоты с выходным повышающим трансформатором 380(660) В/6000 В.
Резервирование в случае отказа любого ПЧ обеспечивается переводом двигателей с помощью выключателей ВЭ («электрический байпас») в нерегулируемый режим на время ремонта или профилактики ПЧ. Подключение резервного трансформатора к шинам ВН («глубокий ввод») позволяет полностью исключить влияние преобразователей как на сеть электроснабжения, так и на других потребителей.
Следует отметить, что для всех вариантов организации электроснабжения регулируемых электроприводов должно выполняться главное требование — сохранение установок в работе. Поэтому резервирование должно осуществляться на двух уровнях: надежного электроснабжения и сохранения в работе технологического механизма при неисправности преобразователя частоты.
Следует отметить, что определение допустимых уровней гармоник не является простой и однозначной задачей. Знания об уровнях и спектре гармоник недостаточны для того, чтобы установить пределы, в которых обеспечивалась бы электромагнитная совместимость электрооборудования распределительных сетей. ГОСТ 13109-97 устанавливает нормы качества электрической энергии, действующие на границе раздела энергоснабжающей организации и потребителя. Нормативные документы, определяющие допустимые уровни гармоник в сети потребителей отсутствуют. Поэтому разработка рекомендаций является результатом проведенных измерений и анализа предшествующего практического опыта, используемого для того, чтобы избежать подобных проблем в будущем.
До тех пор пока не будет достигнуто достаточного понимания характера гармонических явлений в сложных распределительных системах, электроснабжение будет оставаться под угрозой повышенной опасности и эксплуатирующие организации будут принимать меры уже после аварий.
В регулируемых приводах НПП ООО «Киришинефтеоргсинтез» использованы ПЧ Altivar 66 и ACS 600, мощностью 75 и 30 кВт при питающем напряжении 380 В 50 Гц трехфазного переменного тока. К.п.д. собственно ПЧ составляет 0,9÷0,97. В данных ПЧ используется 6-пульсный неуправляемый силовой выпрямитель, выполненный по 3-х фазной мостовой схеме, что позволяет значительно уменьшить содержание высших гармонических по сравнению с тиристорным мостовым выпрямителем.
Воздействие 6-пульсного выпрямителя на питающую сеть трехфазного переменного тока имеет следующие характеристики:
отсутствуют гармоники, кратные трем;
присутствуют гармоники порядков 6k± 1, гдеk– целое число.
При широтно-импульсной модуляции (ШИМ) в инверторе несущая частота (до 20 кГц) на 2 порядка превышает основную частоту, а кривая выходного тока не имеет полуволновой симметрии за счет перекоса фазных напряжений источника питания. Поэтому с точки зрения генерации высших гармоник в питающую сеть ШИМ-инвертор имеет следующие характеристики:
отсутствуют гармоники, кратные трем;
присутствуют гармоники порядков 6k ± 1, которые обычно не могут достигать значительных амплитуд;
в системе присутствуют четные гармоники.
Перспективным способом подавления высших гармоник в сетях переменного тока является применение активных фильтров (компенсаторов неактивной мощности) [9]. Схема силовой части активного фильтра приведена на рис. 15. Преимущества активных фильтров состоят в следующем:
практически полная компенсация искажений напряжения независимо от спектрального состава;
высокие динамические характеристики.
Рис. 15. Схема активного фильтра для симметричной сети переменного тока.
В общем случае активный фильтр должен генерировать ток, дополняющий ток нагрузки до синусоидального синфазного основной гармонике напряжения сети. Если ток сети содержит значительную реактивную составляющую по основной гармонике, то активные фильтры строятся по многомостовой схеме преобразователей напряжения, что усложняет конструкцию и увеличивает количество силовых ключей. Поэтому в сетях, где мощность преобразовательной нагрузки не превышает нескольких сот кВт целесообразно применение фильтро-компенсирующих устройств (ФКУ). ФКУ также участвуют в компенсации потребляемой системой электроснабжения реактивной мощности. С учетом изложенного схема электромеханического комплекса с частотно-регулируемым электроприводом переменного тока с устройствами обеспечения ЭМС в наибольшей мере удовлетворяющий требованиям, предъявляемым в условиях НПП к регулируемым электроприводам, может быть выполнено в виде, показанном на рис. 16.
Заключение
Предложена концепция и алгоритм управления режимами электропотребления НПП с применением средств АСУ СЭС. Концепция предусматривает приближение режима потребления к энергетически оптимальному для принятой технологии переработки нефти и комплексов технологического оборудования. При реализации предложенной методики с использованием средств АСУ СЭС производится оперативное управление режимами электропотребления во всех компонентах технологического процесса переработки нефти, параметры и энергетические установки которого приближены к возможности реализации целевой функции минимизации удельных энергозатрат. Внедрение предложенной методики в АО «Кинеф» при стабилизации технологических параметров переработки позволяет снизить удельные энергозатраты на 5÷7%.
Разработана ориентированная на обработку данных на ПЭВМ методика определения удельных затрат электроэнергии, предусматривающая декомпозицию технологического процесса переработки нефти, в том числе первичную переработку нефти, каталитическое риформирование, гидроочистку нефти, парекс, производство кислоты, производство серы. Методика предусматривает упорядоченную обработку информации. Проверка адекватности предложенной методики в годовых сечениях массива данных об электропотреблении показала, что вычисленная в соответствии с предложенной методикой групповая норма электропотребления отличается от фактической не более чем на 8,4% .
Показано, что основными мероприятиями, обеспечивающими снижение энергетической составляющей добычи нефти, являются перераспределение объема переработки нефти в пользу установок с меньшей энергоемкостью производства; оптимизация режимов напряжения и реактивной мощности; внедрение энергосберегающего электромеханического; совершенствование энергетических характеристик насосных установок, используемых во всех компонентах технологического процесса; приведение параметров и характеристик электротехнического оборудования в соответствие с потребностями технологии (ликвидация «избытка мощностей»); управление формированием суточных графиков нагрузки НПП в целом путем смещения зоны максимальных нагрузок в тарифную зону с минимальной оплатой.
Применение частотнорегулируемого привода в системе воздушного охлаждения газофракционирующих установок и установках компаундирования дизельных топлив обеспечивает сокращение потребляемой электрической энергии при применении преобразователей частоты в зависимости от режима работы от 10% до 25%.
Частотно-регулируемые асинхронные приводы оказывают влияние на протекание электромагнитных процессов в СЭС, выражающееся в искажении форм кривых напряжения и тока, проявление которых возрастает при увеличении несимметрии питающих напряжений источника питания. Указанные причины нарушают ЭМС и обуславливают необходимость применения централизованных и индивидуальных средств подавления помех.
Коэффициент несинусоидальности зависит прямо пропорционально от значения относительной частоты вращения АД и коэффициента загрузки электродвигателя и обратно пропорционально от отношения мощности КЗ сети и номинальной мощности АД и параметров звена постоянного тока и инвертора ПЧ.
Установлено, что в условиях НПП ООО «Киришинефтеоргсинтез» доля преобразовательной нагрузки на шинах 0,4 кВ может составлять 70% от общей нагрузки, а коэффициент несинусоидальности при этом может достигать 20% и более. Кривая токов содержит два пика за полупериод питающего напряжения. Амплитуды пиков могут различаться из-за несимметрии питающего напряжения.
Обеспечение ЭМС частотно-регулируемого электропривода с сетями электроснабжения НПП может быть достигнуто путем разделения шин питания линейной нагрузки и частотно-регулируемого привода; ограничения отношения мощностей ПЧ и линейной нагрузки, подключенных к одному питающему трансформатору, на уровне не более 0,2; подключения каждого ПЧ через сетевой дроссель и фильтр электромагнитных помех; установки выходных фильтров, подавляющих высшие гармонические в кривой тока электродвигателя и помехи, вызванные ШИМ-модуляцией выходного напряжения инвертора; питания устройств технологической и сетевой автоматики от отдельных источников синусоидального напряжения; широкого применения фильтро-компенсирующих устройств для компенсации гармонических составляющих порядков 6k±1; исключения несимметрии напряжения источника питания.
Внедрение предложенной концепции и алгоритма регулирования режима электропотребления с применением регулируемого электропривода и средств АСУ СЭС позволило уменьшить потребление электроэнергии в 2001 году на 27,1 млн. кВтч на сумму 24,5 млн.руб., что составило 3,1% от годового потребления.
- В.А. Хачатурян
- Введение
- 1.1. Концепция управления режимами электропотребления нпп
- 2. Минимизация затрат электроэнергии в технологических установках нпп
- 2.1. Минимизация затрат электроэнергии на воздушное охлаждение газофракционирующих установок
- 2.2. Минимизация затрат электроэнергии на компаундирование дизельных топлив
- Экспериментальные данные по характеристикам работы насосов
- 3.1. Проблемы обеспечения эмс в сэс нпп при массовом применении частотно-регулируемого электропривода переменного тока
- 3.2. Экспериментальные исследования гармонического состава кривых тока и напряжения на шинах 0,4 кВ тп нпп ооо «Киришинефтеоргсинтез»
- Измерение гармоник
- 3.4. Эмс преобразователей частоты и приводных асинхронных двигателей
- Приложение
- Фактический (удельный) расход электроэнергии по ооо «Кинеф»
- Содержание