2.1 Возможные причины аварий и разливов нефти на объектах Саратовского РНУ
Возможными источниками разлива нефти на производственных объектах могут быть:
- магистральный нефтепровод;
- объект магистрального нефтепровода.
Исходя из особенностей технологического процесса, на объектах ЛПДС (в резервуарных парках) возможными причинами и факторами, способствующими возникновению и развитию аварий, могут быть:
1. Повреждения технологических трубопроводов и арматуры;
2. Отказ вспомогательного оборудования (системы разгрузки, торцевых уплотнений, откачки утечек, смазки, охлаждения электродвигателей, приборов КИП и автоматики);
3. Коррозия металла внешних, внутренних стенок и днища резервуара, внутренняя коррозия металла;
4. Ошибки эксплуатационного персонала;
5. Несоблюдение правил технической эксплуатации.
Разрушение стальных резервуаров в результате коррозии является основной причиной аварий. Причинами разрушения может являться низкое качество примененных в конструкции сталей с отклонениями от проекта в химическом составе, механических свойствах и хладостойкости, использование некачественных электродов, дефекты сварки в виде непроваров, не заваренных кратеров, скопления пор, шлаковых включений, подрезов и т.п.
Возможными причинами аварий и разливов нефти на линейной части МН могут быть:
1. Коррозия металла стенок трубопроводов во время эксплуатации.
2. Внутренняя коррозия металла трубопроводов, запорной арматуры, вантузов, патрубков манометрических вентилей и т.д., связанная с браком завода изготовителя или следствие скрытых механических повреждений нанесённых во время строительства.
3. Механические повреждения трубопроводов, запорной арматуры, вантузов, патрубков манометрических вентилей и т.д. в результате деятельности человека во время эксплуатациии и вследствии построннего вмешательства.
4. Несакционированные врезки с целью хищения нефти.
5. Образование провисов, оголений, недопустимая глубина залегания в грунте в русловой части ПП МН.
6. Нарушение изоляции МН.
7. Нарушение нормальной работы ЭХЗ МН.
8. Усталость, износ металла.
Вероятные сценарии развития аварийных ситуаций
Ситуационные модели наиболее опасных чрезвычайных ситуаций, связанных с разливом нефти:
Для линейной части МН:
- нарушение целостности магистрального трубопровода истечение нефти из разрушенного трубопровода образование пролива нефти на неограниченной территории загрязнение с/х угодий попадание нефти в населенные пункты возможное возгорание нефти попадание в зону поражающих факторов людей, животных, оборудования;
- нарушение целостности магистрального трубопровода истечение нефти из разрушенного трубопровода образование пролива нефти на неограниченной территории загрязнение ландшафта выход нефти в районе пересечения с автодорогой возможное возгорание нефти попадание в зону поражающих факторов людей, транспорта;
- нарушение целостности магистрального трубопровода истечение нефти из разрушенного трубопровода образование пролива нефти на неограниченной территории загрязнение ландшафта выход нефти в районе пересечения с ж/д переездом возможное возгорание нефти попадание в зону поражающих факторов людей, транспорта;
- нарушение целостности магистрального трубопровода на подводных переходах истечение нефти из разрушенного трубопровода попадание нефти в реки распространение нефти по течению реки загрязнение воды и береговой зоны попадание нефти в водозабор возможное возгорание нефти попадание в зону поражающих факторов людей, оборудования, флоры и фауны водоема.
Для НПС, резервуарных парков:
- нарушение целостности насосного оборудования, технологических трубопроводов, емкостей вспомогательного оборудования образование пролива нефти возможное возгорание нефти попадание в зону возможных поражающих факторов людей и оборудования;
- нарушение целостности резервуара с нефтью в резервуарном парке образование пролива в обваловке образование топливо - воздушной смеси взрыв топливо - воздушной смеси попадание в зону возможных поражающих факторов людей и оборудования.
- Введение
- 1. Характеристика аварийной обстановки на магистральном нефтепроводе
- 1.1 Терминология при описании аварийной ситуации на нефтепроводе
- 1.2 Характеристика предприятия эксплуатирующего магистральные нефтепроводы Саратовской области
- 1.3 Данные о природно-климатических условиях районарасположения объектов Саратовского РНУ
- 1.4 Данные о топографии района расположения объектов Саратовского РНУ
- 1.5 Физико-химичиские свойства нефтей
- 2. Способы ликвидации разливов нефти на магистральных нефтепроводах
- 2.1 Возможные причины аварий и разливов нефти на объектах Саратовского РНУ
- 2.2 Описание решений, направленных на предупреждение развития аварий и локализацию выходов нефти
- 2.3 Расчет сил и специальных технических средств, необходимых для локализации и ликвидации разлива нефти
- 2.4 Прогнозируемая площадь разлива нефти
- 2.5 Необходимое количество технических средств и затрачиваемого времени, для проведения работ по ЛЧС (Н)
- 2.6 Методы ликвидации аварии
- 2.7 Приготовление отводящей траншеи и земляной емкости для сбора нефти
- 2.8 Вскрытие нефтепровода и сооружение ремонтного котлована
- Глава 1. Источники разливов нефти на суше и во внутренних водоемах России
- Раздел 4. Организация борьбы с разливами нефти и нефтепродуктов.
- 2.2. Линейная часть магистральных нефтепроводов.
- Порядок выполнения работ по ликвидации аварийных разливов условно безводной нефти
- Глава 5. Технологии и средства ликвидации разливов нефти
- Глава 1. Источники разливов нефти на суше и во внутренних водоемах России
- Глава 1. Источники разливов нефти на суше и во внутренних водоемах России
- Транспорт нефти. Магистральные нефтепроводы
- 17.3.2 Ликвидация аварий на участках магистральных нефтепроводов
- 17.3.3 Ликвидация аварий на особых участках магистральных нефтепроводов