logo
Способы ликвидации разливов нефти на магистральных нефтепроводах

2.1 Возможные причины аварий и разливов нефти на объектах Саратовского РНУ

Возможными источниками разлива нефти на производственных объектах могут быть:

- магистральный нефтепровод;

- объект магистрального нефтепровода.

Исходя из особенностей технологического процесса, на объектах ЛПДС (в резервуарных парках) возможными причинами и факторами, способствующими возникновению и развитию аварий, могут быть:

1. Повреждения технологических трубопроводов и арматуры;

2. Отказ вспомогательного оборудования (системы разгрузки, торцевых уплотнений, откачки утечек, смазки, охлаждения электродвигателей, приборов КИП и автоматики);

3. Коррозия металла внешних, внутренних стенок и днища резервуара, внутренняя коррозия металла;

4. Ошибки эксплуатационного персонала;

5. Несоблюдение правил технической эксплуатации.

Разрушение стальных резервуаров в результате коррозии является основной причиной аварий. Причинами разрушения может являться низкое качество примененных в конструкции сталей с отклонениями от проекта в химическом составе, механических свойствах и хладостойкости, использование некачественных электродов, дефекты сварки в виде непроваров, не заваренных кратеров, скопления пор, шлаковых включений, подрезов и т.п.

Возможными причинами аварий и разливов нефти на линейной части МН могут быть:

1. Коррозия металла стенок трубопроводов во время эксплуатации.

2. Внутренняя коррозия металла трубопроводов, запорной арматуры, вантузов, патрубков манометрических вентилей и т.д., связанная с браком завода изготовителя или следствие скрытых механических повреждений нанесённых во время строительства.

3. Механические повреждения трубопроводов, запорной арматуры, вантузов, патрубков манометрических вентилей и т.д. в результате деятельности человека во время эксплуатациии и вследствии построннего вмешательства.

4. Несакционированные врезки с целью хищения нефти.

5. Образование провисов, оголений, недопустимая глубина залегания в грунте в русловой части ПП МН.

6. Нарушение изоляции МН.

7. Нарушение нормальной работы ЭХЗ МН.

8. Усталость, износ металла.

Вероятные сценарии развития аварийных ситуаций

Ситуационные модели наиболее опасных чрезвычайных ситуаций, связанных с разливом нефти:

Для линейной части МН:

- нарушение целостности магистрального трубопровода истечение нефти из разрушенного трубопровода образование пролива нефти на неограниченной территории загрязнение с/х угодий попадание нефти в населенные пункты возможное возгорание нефти попадание в зону поражающих факторов людей, животных, оборудования;

- нарушение целостности магистрального трубопровода истечение нефти из разрушенного трубопровода образование пролива нефти на неограниченной территории загрязнение ландшафта выход нефти в районе пересечения с автодорогой возможное возгорание нефти попадание в зону поражающих факторов людей, транспорта;

- нарушение целостности магистрального трубопровода истечение нефти из разрушенного трубопровода образование пролива нефти на неограниченной территории загрязнение ландшафта выход нефти в районе пересечения с ж/д переездом возможное возгорание нефти попадание в зону поражающих факторов людей, транспорта;

- нарушение целостности магистрального трубопровода на подводных переходах истечение нефти из разрушенного трубопровода попадание нефти в реки распространение нефти по течению реки загрязнение воды и береговой зоны попадание нефти в водозабор возможное возгорание нефти попадание в зону поражающих факторов людей, оборудования, флоры и фауны водоема.

Для НПС, резервуарных парков:

- нарушение целостности насосного оборудования, технологических трубопроводов, емкостей вспомогательного оборудования образование пролива нефти возможное возгорание нефти попадание в зону возможных поражающих факторов людей и оборудования;

- нарушение целостности резервуара с нефтью в резервуарном парке образование пролива в обваловке образование топливо - воздушной смеси взрыв топливо - воздушной смеси попадание в зону возможных поражающих факторов людей и оборудования.