logo
Разработка женской молодежной коллекции одежды

1.2 Проектно--композиционный раздел

Слово «композиция» происходит от итальянского composition -соединять. В применении к костюму это означает умение правильно сочетать все его элементы в единое целое для создания гармоничного образа. Гармонизации формы костюма способствует знание основных закономерностей композиции.

Правильное использование средств композиции при подборке моделей - удачный выбор формы и линии костюма, продуманное сочетание - фактуры, цвета и рисунка материала - залог хорошего стиля.

Одной из закономерностей композиции является четкая взаимосвязь между формой костюма и характером его отдельных элементов и деталей. Все элементы формы костюма должны обладать общими свойствами, например, если, изделие имеет прямую форму с четкими контурами, то такими же линиями должны обладать и все детали, пуговицы, отделки и т. д.

Композиция включает в себя:

v Композиционное формообразование (геометрический вид, масса , силуэт, форма);

v Средства композиции (пропорции, ритм);

v Закономерности композиции - целостность структуры (композиционный центр, соподчинение);

v Предметы гармонизации композиции (контраст, нюанс, тождество, масштаб, симметрия, асимметрия, статика, динамика).

Формообразование - категория художественной деятельности, дизайна и технического творчества, обозначающая процесс созидания формы в соответствии с общими ценностными установками. В процессе формообразования изделия создаются его функциональные, конструктивные, пространственно - пластические, технологические структуры.

Композиционное формообразование это процесс пространственной организации элементов изделия, средства и методы которой связывают человека с вещью. Композиционными элементами формообразования являются форма, геометрический вид, конструкция, масса, силуэт, фактура, цвет.

Форма - морфологическая и объемно-пространственаная структурная организация вещи, возникающая в результате содержательного преобразования материала. Дизайн-форма - особая организованность предмета, возникающая как результат деятельности дизайнера по достижению единства всех компонентов изделия (конструкции, внешнего вида, цвета, фактуры).

Геометрический вид - свойство формы, определяемое соотношением ее размеров по трем координатам пространства.

Конструкция - устройство, взаимное расположение частей, состав чего-либо.

Масса - основная физическая характеристика материи.

Силуэт - плоскостное зрительное восприятие объемных форм одежды. Иногда сравнивают с простыми геометрическими формами: квадратом, прямоугольником, трапецией, овалом и т.д. Однако, по большей части, силуэт состоит из нескольких простых или сложных форм.

Пропорции - в искусстве - это соразмерность, определенное соотношение частей (форм) между собой и с предметом в целом, одно из проявлений гармонии.

Ритм - Чередование каких-либо элементов (звуковых, речевых и т.п.), происходящее с определенной последовательностью, частотой.

Соразмерность элементов композиции между собой и с фигурой человека всегда была в центре внимания художников, архитекторов, дизайнеров.

Соподчинение - подчинение второстепенных элементов композиции главному, или композиционному центру.

Композиционным центром является та часть, коротая достаточно ясно выражает главную идею.

Контраст - резкое различие формы, размеров, пластики, цвета, фактур.

Нюанс - незначительное различие характеристик с элементами подобия.

Тождество - равенство характеристик, форм, размеров, пластики, цвета, фактур.

Масштабность - соразмерность формы костюма и ее элементов фигуре человека.

Масштаб - относительная величина предмета.

Симметрия - одинаковость расположения элементов относительно точки, оси, или плоскости.

Асимметрия - расположение элементов при отсутствии точки, оси, или плоскости симметрии.

Статика - устойчивое положение формы в пространстве. Статика характеризуется равновесием частей формы. Как правило, костюм с вертикальной осью симметрии статичен. Статичный костюм обычно придает образу человека основательность, но вместе с тем лишает его некоторой легкости и динамики.

Динамика - неустойчивое положение формы в пространстве с элементами движения внутри формы при общей ее статичности; вне формы в результате выхода в пространство деталей костюма, а также сочетание внутренней и внешней динамики с движением самой фигуры человека. Динамика обычно придает костюму легкость, подвижность и изысканность. Она может быть свойственна лишь некоторым элементам костюма, но может и проявляться во всей его форме. Динамика в композиции костюма обычно достигается за счет крупных рисунков, комбинаций тканей, асимметричности кроя, свободно закрепленных деталей костюма и др.

Силуэт - плоскостное зрительное восприятие объемных форм одежды.

Одежда - это совокупность предметов, которыми покрывают тело человека, предохраняющих то неблагоприятных воздействий окружающей среды.

Коллекция - это серия моделей определенного или различного назначения, построенная на основе единого решения, стиля, конструкции, базовой формы, структуры материала. Создание коллекции - это сложный процесс, состоящий из нескольких этапов.

Коллекция в моделировании одежды - это серия моделей различного назначения, составляющего единство:

v Авторской концепции

v Образа

v Применяемых в коллекции материалов

v Цветового решения

v Формы

v Базовых конструкций

v Стилевого решения

Модели моей коллекции объединены такими вещами как четкие формы, сборки, присутствует асимметрия, аксессуары.

Коллекция построена на контрастах форм и цвета.

Так же я использовала контрастны тканей и фактур - драпируемый трикотаж , костюмные ткани, хорошо держащие форму.

Цвет в композиции костюма

Знание о цвете занимало мы ученых и художников еще с античных времен. Леонардо да Винчи, изучая теорию цветовых сочетаний считал, что основных цветов только пять: желтый, синий, красный, зеленый, белый. Кроме того, он составил символический цветоряд, который обозначал: белый - свет, желтый - земля, зеленый - вода, синий - воздух, красный - огонь.

Современное понимание теории цвета связанно с квантовой теорией света, из которой следует, что наиболее возбужденные электроны излучают фиолетовые цвета спектра, а наименее возбужденные - красные.

Теория цвета не может обойтись без помощи научного цветоведения. Немецкий физик В. Оствальд при создании в 1917 г. своей системы цветов попытался расположить цвета в трехмерном пространстве. Он предложил объемное цветовое тело в виде двух конусов, имеющих общее основание (рис. 10). Вертикальная ось, проходящая через два конуса, располагает на себе ахроматические цвета от белого до черного. Если провести вертикальное сечение через вершины этого сложного геометрического тела, то в сечении получится ромб, по обе стороны которого по вертикали «черно-белой» оси располагаются два треугольника, содержащие дополнительные друг к другу цвета, которые называются «чистыми тонами». По сторонам ромба располагаются цвета, содержащие постоянное количество белого или черного. При проведении горизонтального сечения объемного тела получим располагающиеся в общем горизонтальном основании два конуса чистых насыщенных цветов, которые и будут образовывать «цветовой круг» (рис. 11).

Рис. 10 Рис. 11

Система Оствальда представляет интерес для художников, интересующихся эффектами смешения белой, черной и цветных красок для подбора гармоничных сочетаний. Кроме того, он составил цветовой атлас, в котором представил 24 спектральных цвета с восемью ступенями по светлоте и насыщенности для каждого цвета.

Цвет как средство композиции костюма

Смена модных цветовых сочетаний происходит быстрее, чем смена формы и деталей. Часто ассортимент одежды остается постоянным в базовых вещах (брюки, юбки, пиджаки, блузки, майки, жилеты), а меняется только цветовая гамма.

Цвета подразделяются на хроматические (окрашенные) и ахроматические (неокрашенные). К ахроматическим цветам относятся черный, белый и все их сочетания между собой (оттенки серого). Для ахроматических цветов характерны светлотные отношения, т.е. различия по светлоте. Коме ахроматических существуют хроматические цвета, которые характеризуются насыщенностью, тоном, светлотой.

Насыщенность - это степень наличия чистого пимента в цвете.

Цветовой тон - это, во-первых, качество цвета, благодаря которому данный цвет отличается от другого цвета (например красный отличается от синего); во-вторых, общий тон световой или цветовой строй произведения, т.е. тон - это наличие в одном цвете примесей другого цвета, что характеризует отличие одного цвета от другого.

Цветовая гамма - ряд гармонически взаимосвязанных оттенков цвета (теплая, холодная, светлая, темная и т.д.).

Фактура в композиции костюма

Фактура - поверхность форы - создает внешний вид изделия и определяет его зрительный образ. Применение в одной модели материалов разных фактур дает возможность подчеркнуть особенности каждой поверхности. Используются контрастные и нюансные сочетания фактур, в которых композиция построена на тончайших переходах одной фактуры в другую.

Новым приемом в моделировании одежды является сочетание в одном изделии традиционных отделок, рисунков и тканей и активных насыщенных фактурных поверхностей.

В композиционные элементы формы кроме конструктивных линий входят отделки различного вида:

v другой тканью (другого цвета или фактуры);

v вышивкой (нитками, бисером, стеклярусом, пайетками);

v фурнитурой (пуговицами, кнопкам, декоративными застежками, петлями, пряжками и т.д);

v молниями ( отделка застежек, карманов, кокеток);

v декоративными строчками, стежкой;

v другими материалами (трикотажем, мехом натуральным и искусственным, кожей, бархатом);

v кистями, бахромой, тесьмой, кружевами, кантами, лентами;

v аппликацией и искусственными цветами;

v драпировками ткани и др.

В композиционном применении отделок существует одно правило: соблюдение чувства меры.

Большим разнообразием характеризуются современные рисунки тканей (рис. 12):

Рис. 12

Зрительные иллюзии

Иллюзии издавна, и с большим успехом, используются для того, чтобы приблизить реальную фигуру к идеальной с точки зрения бытующей моды: сделать выше рост, фигуру стройнее, плечи уже или шире, грудь больше или меньше, талию тоньше и т.д.

Если проследить всю историю развития костюма, то мы увидим, как "сужали" талию с помощью очень широких юбок и туго затянутого корсета, завышали линию талии, чтобы ноги казались длиннее, украшали горловину огромным воротником "фреза", создавая иллюзию маленькой головки, и т.д.

Способы достижения нужного визуального эффекта

Формируя определенное зрительное восприятие фигуры, современный дизайнер использует различные способы и приемы. С одной стороны, он может придать фигуре определенный визуальный эффект (т.е. сделать полную фигуру стройнее, отвлечь внимание от проблемной зоны и т.д.) с помощью конструктивных и модельных линий. В этом случае широко используется свойство вертикальных линий (рельефов, декоративных швов и т.д.) и особое внимание уделяется моделированию воротников и выреза горловины, расположению мелких деталей (карманов, пат и т.д.). С другой стороны, того же эффекта можно достичь за счет использования свойств рисунка ткани (например, вертикальные полосы придают фигуре стройность, крупная клетка расширяет). В этом случае конструктивные линии уходят на второй план.

Зрительные иллюзии не только позволяют фигуре выглядеть более или менее идеально, но и обеспечивают определенное эстетическое восприятие художественного образа модели.

Иллюзия переоценки вертикали

Вертикальное всегда кажется нам больше, чем равное ему по величине горизонтальное. Расстояния, находящиеся в верхней части поля нашего зрения, кажутся больше, чем расстояния, находящиеся в его нижней части. Эта иллюзия наиболее характерна для определения пропорций верхней и нижней частей одежды. Равные по длине юбка и блуза не воспринимаются глазом как равные. Длина юбки зрительно сдвигается немного вверх, и эта малая разница вносит беспокойство, так как глаза начинают сравнивать: что больше, а что меньше.Разница должна быть более явной, чтобы модель легко читалась глазом.То есть необходимо удлинить блузу или юбку. (рис. 13)

Рис. 13

Иллюзия заполненного пространства

Иногда случается так, что заполненное декором и деталями пространство костюма кажется больше, чем равное ему незаполненное. Поэтому лучше избежать нагромождения деталей в той части фигуры, размеры которой нежелательно увеличивать (рис. 14).

Рис. 14

Иллюзия переоценки острого угла

Расстояние между сторонами острого угла кажется больше, чем оно есть на самом деле, а расстояние между сторонами тупого угла недооценивается. В основном это касается оформления горловины. Широкий треугольный вырез горловины делает широкие плечи уже, а узкий и длинный, наоборот, расширяет (рис. 15).

Рис. 15. Иллюзия контраста

Этот вид иллюзии рассмотрим на примере контраста форм, размеров и пластического рисунка. Маленькая форма рядом с большой еще больше уменьшается, а большая форма в окружении малых кажется еще больше.

В дизайне костюма эта иллюзия используется очень широко. Например, в большой шляпе голова будет казаться меньше, чем в маленькой; тонкая шея, окруженная широким вырезом горловины, будет казаться еще тоньше, худая рука в широком рукаве - еще уже, а сильно затянутая талия при широких бедрах сделает их еще шире (рис. 16).

Рис. 16

Иллюзия подравнивания (ассимиляции)

Суть этой иллюзии в том, что "подобное повторяется подобным", когда линии, размеры и формы повторяются. Например, квадратный вырез горловины подчеркивает квадратный подбородок, узкий вырез горловины еще сильнее сужает узкое лицо, горизонтальная линия кокетки расширяет широкие плечи. (эскиз

Иллюзия полосатой ткани

Выбирая расположение полос на полосатой ткани (вертикальное или горизонтальное), можно, например, придать полной фигуре стройность, учитывая ширину, частоту и ритмичность полос.

При сложном расположении полос (например, под углом) важно учесть, что углы, образуемые встречными полосами, направленными острием вверх, сокращают ширину бедер полной фигуры. Углы, направленные острием вниз, наоборот, зрительно расширяют бедра, даже если сделать вертикальную вставку посередине (рис. 17)

Рис. 17

Иллюзия сокращения объема при делении фигуры по вертикали контрастными по цвету тканями

Эта основанная на асимметрии иллюзия, к примеру, может создаваться тем, что левая половина костюма белая, правая - черная, левый рукав - черный, а правый - белый. Благодаря делению по вертикали можно сократить объем полной фигуры, придав ей некоторую стройность и динамичность (рис. 18).

Рис. 18

Иллюзия пространственности при постепенном сокращении, сжатии, уменьшении рисунка ткани

Такой эффект наиболее часто встречается в моделях стиля "оп-арт". Например, крупная клетка постепенно становится меньше и как будто уходит в пространство. Причем та часть, на которой расположена крупная клетка, кажется больше и объемнее, чем та, на которой клетка становиться меньше.

Поэтому если Вы не хотите привлекать внимание к какой-либо части фигуры, не располагайте на ней участки ткани с крупным рисунком. Лучше расположите мелкий узор, а крупный, нарастая, мягко переведет внимание на другую часть фигуры (рис. 19).

Рис. 19

Иллюзия психологического отвлечения

Если мы хотим скрыть определенный недостаток фигуры, то внимание лучше направить на другое место в одежде или же подчеркнуть достоинства внешности. Например, при "тяжелом" низе фигуры внимание лучше привлечь к декоративному оформлению шеи, плечевого пояса и т.д. (рис. 20)

Рис. 19

Явление иррадиации

Оно состоит в том, что светлые предметы на темном фоне кажутся увеличенными против своих настоящих размеров и как бы захватывают часть темного фона. На рисунке за счет яркости цветов белый квадрат кажется значительно большим, чем черный квадрат на белом фоне.

Целью создания коллекции было создание целостного образа, передать настроение, навеянное прекрасными красками Индии. Для усиления эффекта, я взяла за основу контраст, который проходит через всю коллекцию, причем контраст не только форм, но и цвета, и фактуры - матовый трикотаж и атлас, со свойственным ему гладким блеском.

Ярким примером является модель 2. В ней хорошо прослеживается контраст форм - облегающий верх и широкий, свободный низ. Так же можно увидеть контраст цвета, который усиливается с помощью такого средства композиции как ритм. В данной модели ритм представлен виде сложного чередования горизонтальных полосок ярких, контрастных цветов. Что, в сочетании с простым, однотонным верхом и яркими аксессуарами, придает модели игривое настроение, которое не может остаться незамеченным окружающими. Так же ритм хорошо прослеживается в моделях 1 и 3.

Помимо контраста, в своей коллекции я достаточно широко использовала нюанс. Например, в 1й модели нету резких контрастов. Эта модель вся построена на мягких переходах, как цвета, так и форм. В ней преобладают родственные цвета, которые дополняют образ в тандеме с мягкими формами.

Модель 4 представляет собой яркий, но в то же время очень утонченный трикотажный комбинезон. В данной модели я делала упор на лаконичный цвет и аксессуары - все это сделало достаточно простой фасон в очень эффектный образ.