Анализ отечественных систем диагностики прямолинейности рельсов

дипломная работа

Введение

Развитие железнодорожного транспорта, а следовательно повышение скорости и грузонапряженности приводит к нелинейному росту динамических нагрузок на верхнее строение пути, одним из важнейших компонентов которого является железнодорожный рельс. В отличие от элементов подвижного состава, рельс, как элемент системы безопасности, не поддается резервированию - это было бы слишком обременительно в экономическом плане. Поэтому во всем мире решение проблем надежности рельсов выполняют комплексно, одновременно по нескольким направлениям:

- непрерывное наблюдение за состоянием рельсов в ходе эксплуатации с целью выявления и изъятия т.н. остро-дефектных рельсов;

- периодическая шлифовка и смазка поверхности катания рельса непосредственно в пути для снятия поверхностных дефектов на этапе их зарождения;

- улучшение качества рельсовой стали и упрочнение готового проката на этапе производства с целью повышения эксплуатационной надежности;

- ужесточение выходного контроля на заводе-изготовителе для выявления возможных дефектов металлургического и прокатного происхождения, которые могут привести к разрушению рельса в ходе его эксплуатации.

Следует отметить, что два последних направления, с появлением жесточайшей конкуренцией среди производителей рельсовой продукции, начинают выходить на передний план. Любая страна, имеющая мало-мальски развитую сеть железных дорог, старается произвести рельсы у себя и, естественно, выйти с этой продукцией на мировой рынок.

Действительно, высокая себестоимость рельсового проката, вызванная в свою очередь многочисленными, чрезвычайно жесткими требованиями к параметрам конечного продукта, заставляют потребителя рельсов с максимальной осторожностью выбирать поставщика, опираясь, как правило, на оптимальность соотношения «цена-качество». При этом появляется естественное и законное требование покупателя - качество каждого рельса должно быть объективно гарантировано как организационным (например, по европейской системе качества ISO-9000), так и техническим обеспечением (средствами неразрушающего контроля).

Что же должно входить по европейским нормам в стандартный пакет средств комплексного неразрушающего контроля рельсов при их производстве? Итак, полный набор включает в себя 5 компонентов:

Многоканальную установку ультразвукового контроля (УЗК) для выявления внутренних дефектов по всему сечению рельса (обязательно).

Установку контроля прямолинейности рельса (обязательно).

Установку вихретокового контроля (ВТК) поверхностных дефектов (обязательно).

Установку для контроля профиля или размеров поперечного сечения рельсов (желательно).

Систему «верхнего уровня» для выдачи обобщающего сертификата на каждый рельс по результатам всех видов контроля (обязательно).

Дипломная работа посвящена вопросу проведения анализа отечественных систем диагностики прямолинейности рельсов.

При выполнении работы были использованы материалы, а также оперативные данные представленные начальником участка автоматизированного неразрушающего контроля М.М.Мамонтов.

Делись добром ;)